Гои

Мир для иудеев вот уже много веков делится на своих и чужих: свои — это евреи, чужие — гои (неевреи). Однако в Торе нет специального термина для «неевреев». Слово «гой» означало «народ, племя». Более того, сам народ Израиля в Писании назван «гой».
«И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий: плодись и умножайся; народ (гой) и сборище народов (гойим) будет от тебя…» (Быт. (Берешит.) 35:11).
«…взять себе народ (гой) из среды народ (гой)» (Втор. (Дварим) 4:34).
«И кто народу (ам) Твоему, Исраэлю, народу (гой) единственному на земле, ради которого ходил Бог (2-Цар. (2-Шмуэль) 2:7-23).

Даже в довольно поздней книге Даниэля, народ Израиля — гой: «И поднимется в то время Михаэль, князь великий, стоящий за сынов народа (ам) твоего, и будет время бедствий, какого не бывало с тех пор как стали народом (гой)…» (Дан. 12:1).

И лишь в одной из самых поздних книг Писания, книге Эзры, народ Израиля противопоставлен народам (гоям) земли: «И ели сыны Израиля, возвратившиеся из изгнания, и все, отошедшие от скверны народов земли» (Эзра 6:21).

Вероятно, с этого момента (времён Эзры) если не зародилось, так укрепилось, вошло в «генетический» код понятие «избранного народа», который не только отличается от других своими обычаями, религиозными взглядами, возложенными на него задачами, уже не только является «светом для народов», но и нравственно гораздо выше других народов, от «мерзостей» которых следует отделиться.

В Септуагинте, переводе Писания на греческий III-I вв. до н.э., другие народы названы «этносом», а иудейский народ — «лаосом». Однако слово «этнос» не несёт негативного значения, как это произошло позже, скорее всего, — во втором веке нашей эры.

В молитве рабби Иеуды сказано: «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Вселенной за то, что не создал меня неевреем (гоем)». Кстати, это обращение к Богу религиозные иудеи автоматически произносят до сегодняшнего дня.

Однако не только Талмуд, но и Евангелия зафиксировали «особое» отношение к гоям, которые в Новом Завете названы язычниками.
Евангельский Иисус сравнивает неевреев с псами: «Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 7:27).

В письме Павла к Галатам, «апостол язычников» укоряет Петра, одного из ближайших учеников Иисуса, в лицемерии, так как Кифа, будучи в Антиохии, ел за одним столом с неевреями, а когда пришли представители иерусалимской общины, которую возглавлял брат Иисуса Иаков, перестал «грешить», ибо боялся подвергнуться нареканию за нарушение общепринятых в то время среди евреев норм.
«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники…» (Посл. К Галатам 2:7-15).

Отдаление от всех народов происходило не сразу. В книге Дварим (Второзаконии), написанной скорее всего в VII веке до н.э. мы видим существенную разницу между египтянами «ибо пришельцем (гер) ты был в их земле» и эдомейцами «ибо он брат твой», с одной стороны, и аммонитянами и моавитянами «не ищи им мира и благополучия вовеки» — с другой. Третье поколение египтян и эдомейцев «может войти в общество Господне», т.е. стать частью народа Израиля, в аммонитяне и моавитяне никогда (Втор. 23:4:9).

Пророк Амос, живший в VIII веке до н.э. призывал сынов Израиля не гордиться своим происхождением и близостью к Богу. Пророк возвещал от Имени Бога, что для YHWH (имя Бога Израиля) все народы одинаковы: «Не таковы ли и вы для Меня, сыны Израиля, как сыны Куша (Эфиопии)? Не вывел ли я Израиль из земли Египетской, а филистимлян из Кафтора, а арамеян из Кира» (Ам. 9:7-8).

Согласно книге Эзры, жившем в V веке до н.э., один из самых ужасающих грехов народа Израиля — смешение с представителями других народов, включая, кстати, египтян и эдомейцев: «смешали семя священное с народами других земель» (Эзра 9:1-2).

Среди многочисленных народов, с которыми нельзя сходиться, не упоминаются персы, от которых зависело на тот момент благополучие иудеев. Авторы текстов Писания, как правило, очень лояльно, а в некоторых случаях восторженно, относятся к персидской власти.

Однако если следовать логике вещей, браки с персидскими женщинами, наверно, тоже не поощрялись.

Уважаемый народом писец Эзра, вернувшийся в Иерусалим из Вавилона, потребовал выдворить из Иудеи нееврейских жен вместе с детьми, родившимися от них (Эзра гл. 10). Он запугал народ гневом Бога Израиля, объяснив причину страшных бед нарушением божественных заповедей.

Возможно, именно Эзра и придумал истории об истреблении ханаанских народов сынами Израиля, (которые почти во всех случаях не подтверждаются археологическими исследованиями), только для того, чтобы придать изгнанию чужеземных жён священный статус и прочно отделить сынов Израиля от местных жителей.

Скорее всего, Эзрой и персидским чиновником иудейского происхождения Нехемией двигал не только «оголтелый расизм», а желание спасти остаток иудеев, вернувшихся в Цион (Сион) из изгнания, от ассимиляции.

Вместе с этим, мы видим, что речь шла не только о растворении и смешении среди других народов, а о «заразе греха», представляющей опасность для «избранного», а значит, святого народа.

Авторы книги Юбилеев поддерживают идею о «нечистых обычаях» окружающих народов.

Члены кумранской общины разделили мир не только на евреев и неевреев, но и «сынов света» и «сынов тьмы», причём сынами Белиала (Сатаны) могут быть не только гои, но и иудеи, не принимающие правил «сынов света».

Филон Александрийский считал, что избранность иудеев заключается в особой способности устанавливать мистический контакт с Всевышним.

Позднее христиане переняли иудейскую концепцию и «назначили» гоями язычников, а тех, кто не согласен с официальной религией — еретиками, со всеми карательными мероприятиями.

Концепция апостола Павла: «Нет уже ни Иудея, ни Эллина; нет ни раба, ни свободного; нет ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28), опередившая на тысячелетия своё время, стирающая национальные, социальные и даже гендерные различия, оказалась тоже не без недостатка.

Павел не объяснил, что делать с теми, кто не желал быть одним целым с христианской общиной, имел другие воззрения и ценности.

У древних греков отношение к варварам было гораздо хуже, чем у иудеев к гоям.

Платон в «Государстве» (IV в. до н.э.) утверждает, что эллины и варвары по природе враги и что рабская участь невозможна для эллинов, предназначенных для господства: «…надо приучать щадить род эллинов из опасения, как бы он не попал в рабство к варварам… Значит, и нашим гражданам нельзя иметь рабом эллина, и другим эллинам надо советовать то же самое… Таким образом, их усилия будут скорее направлены против варваров» (Plat. Resp. V. 469b — с.).
Аристотель: «Прилично властвовать над варварами грекам» и продолжая: «…варвар и раб по природе своей понятия тождественные» (Polit. 1252b. 8 — 9).

«По своим природным свойствам варвары более склонны к тому, чтобы переносить рабство, нежели эллины» (Ibid. 1285а. 26).

Тем самым эллины не только оправдывали рабство, завоевательные походы, жестокое отношение к другим народам, но и являлись прародителями имперской идеологии, от которой до сих пор не могут избавиться некоторые государства.

Корень многих зол — нетерпимость, нежелание принять непохожих на нас людей с другими взглядами и иным образом жизни.

Конечно, речь не идёт о явных преступлениях против человечества — убийствах, насилии, грабежах, с этим нельзя смириться и этому следует противостоять.

Вместе с этим, очень важно докопаться до изначальных кодов, определяющих наше поведение, чтобы понять их природу и попытаться в первую очередь изменить к лучшему самих себя, а уж потом, по возможности, и окружающий мир.

4 комментария

  1. В молитве рабби Иеуды сказано: «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Вселенной за то, что не создал меня неевреем (гоем)». — когда жил этот равви? / «Культурный код» — фикция в духе Докинза. Культура есть, она разнообразна, и если в наши дни какой-нибудь совок из Самарканда живет в Оклахоме, считает себя единственным правильным евреем в мире и требует уничтожить Иран, никакая древность тут ни при чём. Свинья грязь найдёт, он сделал себе грязь из иудаизма. Мог бы из христианства,
    .

    Нравится

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.