Имя Хизкияhу (Езекия) חזקיהו означает на иврите «моя крепость — Бог»; в Септуагинте Εζεκίας; по-ассирийски — Chazakijau.
Писание рассказывает о нём, как о самом благочестивом иудейском царе:
«В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (II Мелахим; 4-Цар. 18:1-5).
Царь Хизкияhу внедрял единый культ с центральным местом для поклонения — Иерусалимом. Он очистил Иудею от «бамот» (высоты и холмы, на которых поклонялись Богу), разбил «мацевот» (памятные столбы), уничтожил «ашеры» (священные деревья). Не пощадил даже священный артефакт «Нехуштан» — медного змея, которого сделал сам пророк Моше (Моисей), который превратился в идола.
Вероятно, под влиянием пророка Исайи Хизкияhу провел важнейшую, масштабную религиозную реформу.
Иудейский царь самым тщательным образом готовился к войне против единственной профессиональной армии в мире ассирийского царя Санхериба:
«Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся]. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Пар. 32:2-8).
Во время раскопок Еврейского квартала Иерусалима была обнаружена укрепленная стена более шести метров толщиной, предназначенная для защиты западного холма города. Эта защитная стена, по всей видимости, построена во время чрезвычайного положения: западный холм был уже густо заселен, и частные дома, стоящие на пути воздвигаемых городских укреплений, пришлось снести. По-видимому, именно это строительство стены упоминается в Библии, когда Исайя обвиняет Хизкияhу за то, что тот «разрушает дома, чтобы укрепить стену» (Исайя 22:10).
Важнейшим действием царя было обеспечение города тайными поставками воды в случае осады. Единственный непересыхающий источник в Иерусалиме — Гихон — был расположен на дне долины Кидрон, за пределами городской стены. И только пробив туннель в скале, можно было получить доступ к источнику из укрепленного города. Инженеры Хизкияhу блестяще справились с заданием.
У нас есть описание современников, высеченное на стенах самого тоннеля. Памятные надписи на иврите (Силоамская надпись) рассказывают, как в скальной породе был вырублен этот очень длинный тоннель, ведущий от Гихонского источника к защищенному водоему внутри городских стен.
Полукилометровый тоннель был вырублен с такой точностью, что разница между уровнями воды в источнике и бассейне составляет всего около 30 см. Древний текст, увековечивший поистине инженерное чудо, сумел передать драматический момент строительства:
«[Закончен] туннель. И так была история пробития его. Когда ещё [каменоломы ударяли] киркой, каждый навстречу товарищу своему, и когда ещё (оставалось) три локтя про[бить, слыш]ен (стал) голос одного, воскли[цаю]щего к товарищу своему, ибо образовалась пробоина (или трещина) в скале (идущая) справа [и налево.] И в день пробития его (туннеля) ударили каменоломы, каждый навстречу товарищу своему, кирка к [ки]рке. И пошли воды от источника к водоёму двест[и и] тысяча (1200) локтей. И с[т]о локтей была высота скалы над головами каменолом[ов]».
Библия свидетельствует о чрезвычайной важности этого сооружения, который подтвержден археологическими фактами:
«Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских». (II Мелахим; 4 Царств 20:20).
Разумные действия царя Хизкияhу по подготовке к войне с мировой империей, самым сильным и опасным противником того времени, возымели успех, хотя в него мало кто верил.
Ассирийские военачальники осадили Иерусалим, издеваясь над жителями, высмеивая веру Хизкияhу:
«И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского! Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей; и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского». Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?» (II Мелахим; 4 Цар. 18:28-35)
Иудейский царь был глубоко потрясен, но пророк Исайя ободрил его божественным пророчеством:
«И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего». (II Мелахим; 4 Царств 19:6-7, 32-34)
Согласно библейскому сообщению чудесное избавление последовало той же ночью:
«И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него». (II Мелахим; 4 Цар. 19:35-37).
Однако ассирийские анналы того времени дают иную картину последствий войны Ассирии против Иудеи. Надпись сделана на шестигранной призме, датированной 691 годом до н. э., хранится в Британском музее. Текст написан слегка ритмизированной прозой на нововавилонском диалекте аккадского языка, но изобилует ассиризмами.
«А (в отношении) Хазакияу Яудея, который не покорился игу моему, осадил я сорок шесть его городов, города-крепости и маленькие города вокруг них, которым нет числа. (Посредством) осадных валов, и мощью осады, нападением пеших воинов,(через) подкопы и разломы в стене, и взбираясь по осадным валам захватил их.
150200 человек, малого и большого, мужчин и женщин, коней, мулов, ослов, верблюдов, крупного и мелкого скота без числа, вывел я из городов, а их города предал на опустошение.
А его запер как птицу в клетке, внутри Урсалима, города царствования его и окружил город и выход города сделал мерзостью. Города его, которые разграбил, вырвал из земли его, отдал их в подарок царю Ашдода, для Пади царя Экрона,и Цельбааля царя Азы,уменьшил его землю. Прежнюю дань, дары возложил на него. И самого Хазакияу ошеломило великолепие царства моего и он послал за мной в Ниневию, город царства моего. «Урев» и избранное подразделение его, которое привёл в Урсалим-город царства его, для защиты его, послал 30 талантов золота, 800 талантов серебра, лучшую краску для ресниц, огромные каменные блоки, кровати из слоновой кости, шкуру слона, бивни, дерево уши, буковое дерево, и всякие драгоценности, льняные одежды, пурпур, багряницу, медные орудия, железо, бронзу, олово, колесницы, латы, коршунов, броню, железные мечи, пояс, луки и стрелы, дочерей своих и наложниц своих, музыкантов и певиц. И посланника отправил ко мне (договорится) о выплате дани, и продолжении полного подчинения (мне)».
«А (в отношении) Хазакияу Яудея, который не покорился игу моему, осадил я сорок шесть его городов, города-крепости и маленькие города вокруг них, которым нет числа. (Посредством) осадных валов, и мощью осады, нападением пеших воинов,(через) подкопы и разломы в стене, и взбираясь по осадным валам захватил их. 150200 человек, малого и большого, мужчин и женщин, коней, мулов, ослов, верблюдов, крупного и мелкого скота без числа, вывел я из городов, а их города предал на опустошение. А его запер как птицу в клетке, внутри Урсалима, города царствования его и окружил город и выход города сделал мерзостью. Города его, которые разграбил, вырвал из земли его, отдал их в подарок царю Ашдода, для Пади царя Экрона,и Цельбааля царя Азы,уменьшил его землю. Прежнюю дань, дары возложил на него. И самого Хазакияу ошеломило великолепие царства моего и он послал за мной в Ниневию, город царства моего. «Урев» и избранное подразделение его, которое привёл в Урсалим-город царства его, для защиты его, послал 30 талантов золота, 800 талантов серебра, лучшую краску для ресниц, огромные каменные блоки, кровати из слоновой кости, шкуру слона, бивни, дерево уши, буковое дерево, и всякие драгоценности, льняные одежды, пурпур, багряницу, медные орудия, железо, бронзу, олово, колесницы, латы, коршунов, броню, железные мечи, пояс, луки и стрелы, дочерей своих и наложниц своих, музыкантов и певиц. И посланника отправил ко мне (договорится) о выплате дани, и продолжении полного подчинения (мне)».
Вполне вероятно, что Санхерив хвастается и преувеличивает реальное положение дел. Вряд ли он успокоился бы данью и не наказал строптивого царя в пример остальным. Нам известно о захвате других иудейских городов и резне, учинённой защитникам Азеки и Лахиша.
Ассирийский рельеф захвата Лахиша раскрывает течение событий одним кадром. Он показывает жестокую битву у городских стен, ассирийские осадные насыпи, по которым они выдвинули свои тяжело вооруженные тараны под стены крепости. Защитники города отчаянно отбивались, пытаясь помешать таранам приблизиться к стенам. Они бросали факелы, пытаясь поджечь боевые машины, а ассирийцы поливали тараны водой, лахишцы поднимали крепкими цепями ударные бревна (кстати, звенья от одной такой цепи найдены в ходе археологических раскопок Лахиша). Ассирийские лучники, стоя за таранами, засыпали стены стрелами, а иудейские воины отстреливались. Но вся подготовка города к обороне, а также героическая борьба, были тщетны. Осажденных вывели из города, а пленных воинов насадили на копья. Из города вынесли добычу, в том числе и священные сосуды для религиозных обрядов. Все это время Санхериб с невозмутимым величием сидел на троне перед своим царским шатром рядом с ассирийским лагерем, наблюдая, как мимо него проводят пленников и проносят добычу.
Фото автора: фрагмент ассирийского барельефа «Захват Лахиша»
Удивительно, что знаменитый древнегреческий историк Геродот (484 г. до н. э. — 425 г. до н. э.) косвенно повторяет именно библейскую версию событий. Вполне возможно, нападение полевых мышей на лагерь ассирийцев вызвало мор, о котором повествует Писание:
«После Анисиса царствовал жрец Гефеста по имени Сетос. Этот царь безрассудно пренебрегал кастой египетских воинов, как будто вовсе не нуждаясь в них. Он даже обижал их и отнял у них земли, пожалованные прежними царями (каждому по 12 отборных участков). После этого пошел войной на Египет с сильным войском Санахариб, царь арабов и ассирийцев. И вот египетские воины отказались выступить в поход. А царь-жрец, доведенный до отчаяния, вступил в святилище и стал с рыданьями горько жаловаться на свою тяжкую участь перед кумиром божества. Когда царь так рыдал, напал на него сон и во сне предстал ему бог и, ободряя его, сказал: «Пусть царь, ничего не боясь, идет на арабское войско; он, бог, сам пришлет ему помощь». Ободренный этим сновидением, царь взял с собой египтян, готовых следовать за ним, и разбил стан в Пелусии (там ведь находятся «ворота» Египта). Впрочем, никто из воинов не пошел с царем, но только мелочные торговцы, ремесленники и разный сброд с рынка. Когда они прибыли в Пелусий, то ночью на вражеский стан напали стаи полевых мышей и изгрызли их колчаны, луки и рукоятки щитов, так что на следующий день врагам пришлось безоружными бежать и множество врагов пало. И поныне еще в храме Гефеста стоит каменная статуя этого царя. Он держит в руках мышь, и надпись на статуе гласит: «Взирай на меня и имей страх божий!» (История. Книга II Евтерпа 141-157).
В еврейской Аггаде Хизкияhу предстает как праведник, посвятивший себя изучению Торы (Санх. 94б, Песнь Р. 4:8). Благодаря его усилиям знание Закона стало столь распространено, что «невозможно было найти ни одного невежды от Дана до Беер-Шевы» (Санх. 94б). Когда Хизкияhу умер, на его гроб положили свиток Торы со словами: «Этот человек исполнил все, что написано в этом свитке» (БК 17а).
Итак, в городе Давида, во время просеивания древнего мусора, в 2009 году был найден овальный оттиск печати 8.6 на 9.7 мм, сделанный на мягкой глине (булла) 12 мм на 13 мм.
Фото: אוריה תדמור | Еврейский университет. Эйлат Мазар
Первоначально эксперты совершили ошибку, неправильно прочитав надпись на булле и решив, что написано: Хизкияhу [сын] Малкия.
К счастью, повторная проверка 2015 года исправила досадную оплошность.
Надпись выполнена на палео-иврите, алфавите времён Первого Храма, и, судя по характерной специфике шрифта, относится к началу VII века до н. э. На булле имеются повреждения и поэтому трудно разобрать некоторые буквы, слова разделены маленькой, но вполне различимой точкой, которая является обычной практикой для того времени.
Принимая во внимание все эти факты, можно предложить следующую транскрипцию:
לחזקיהו.אחז.מלך.יהדה
Принадлежит Хизкияhу (сыну) Ахаза, царю Иудеи
Ивритское слово בן «сын» пропущено. Подобное нередко встречается и на других печатях, размер которых не позволяет вместить описание всех данных о владельце.
Реконструкция вполне надёжно отождествляет имя и титул хозяина печати, так как существует полное совпадение с библейским сообщением о Хизкиhу, сыне Ахаза, царе Иудеи.
Лицевая сторона буллы является штампом личной печати, включающей надпись и иконографию.
На обратной стороне отчетливо видны следы от двух веревочек, скреплявших некий документ (папирус), который, естественно, не дошёл до наших дней.
В центре буллы находится осененный крыльями солнечный диск, с шестью лучами. Изображения крылатого солнечного диска были широко распространены на Ближнем Востоке. Это известный мотив в египетской, ассирийской и персидской иконографии. В Ассирии и Персии солнечный диск часто дополняется изображением бога Ассура (Ассирия) и Ахурамазды (Персия).
Символ Фаравахар, изображение Ахура-Мазды и крылатого солнечного диска (480-470 гг. до н. э.) | Фото: Napishti, Википедия
Однако на печати Хизкияhу отсутствует изображение божества. Вполне вероятно, изображение крылатого диска на печати иудейского царя свидетельствует о египетском влиянии, тем более с правой стороны буллы вполне различим древнеегипетский символ жизни Анх.
Хизкияhу, согласно библейскому сообщению, надеялся на помощь Египта, что говорит о союзе между двумя странами и влиянии «старшего брата»:
«Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (Мелахим II; 4 Цар. 18:21).
Скорей всего, крылатый солнечный диск и анх, которые встречаются на иудейских печатях, имели иное значение, чем в Египте, и являлись символами защиты Бога Израиля. Показателен пример из книги пророка Малахи:
«И засияет вам, боящимся имени Моего, солнце спасения, и исцеления – в крыльях его (בכנפיה)…» (Малахи 3:20).
Вполне возможно, царь Хизкияhу после своего чудесного исцеления повелел изготовить буллы с этими символами защиты и жизни:
«Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень» (Мелахим II; 4 Цар. 20:4-5).
Существуют и другие буллы Хизкияhу, которые были найдены в конце 1980-х и начале 1990-х годов, подлинность которых подвергалась сомнению, так как они имеют неизвестный источник происхождения, а торговцы древностями, как правило, не выдают своих поставщиков. Однако сейчас следует пересмотреть официальный взгляд на эти находки, ведь они практически идентичны булле Хизкияhу, найденной в 2009 году в ходе официальных раскопок. Сходство по всем параметрам: конфигурации булл, специфическому утолщению букв, идентичным надписями и иконографии.

Значение археологических находок трудно переоценить, потому что они подтверждают библейские и ассирийские сообщения о существовании иудейского царя Хизкияhу, жившего в седьмом веке до н. э.