Иудеохристиане

Современные и древние иудеохристиане 

Христианство неоднородно, подразделено на три основные крупные вероисповедания – католицизм, православие и протестантизм, последний имеет множество направлений. Существует ещё одна заметная конфессия — «свидетели Иеговы», и хотя она близка во многих принципах к протестантизму, основные постулаты всё же отличаются.  Большинство протестантских церквей признают единство Троицы, а свидетели Иеговы отрицают равенство между Отцом и Сыном. Протестанты признают вечное существование души и адские мучения – свидетели отрицают этот постулат.

Современные «иудеохристиане» называют себя — евреи за Мессию, евреи за Иисуса или мессианские евреи. Иудеохристианский альянс Америки (The Hebrew Christian Alliance of America), созданный в 1915 г., был переименован в 1975 г. в  Мессианский еврейский альянс Америки (The Messianic Jewish Alliance of America).

По определению Союза Мессианских Еврейских Общин, мессианский иудаизм — это «движение еврейских конгрегаций и групп, преданных Иешуа Мессии, которое принимает заветную ответственность за еврейскую жизнь и идентичность, которые основаны на Торе, выражены в традиции, обновляются и применяются в контексте Нового Завета».

Религиозные постулаты мессианских евреев немногим отличаются от протестантского богословия, хотя мессианская община не признаёт связь с протестантизмом.  Большинство мессианских евреев (оговорюсь — не все) признают единство Троицы, хотя предпочитают не употреблять этот термин, о котором в конце второго века впервые заговорил Феофил Антиохийский в послании к Автолику: «… три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».

На мой взгляд, единственное, что отличает мессианских евреев от остальных протестантских общин, — это национальная символика, праздники и  иудейские религиозные обряды, к которым, впрочем, мессианские евреи не относятся серьёзно, однако, полагая, что молитва в талите и шестиконечная звезда привлечёт религиозных иудеев к вере в Иисуса.

Однако я хочу рассказать не о современных иудеохристианах, а о древних…

В Деян. 11:25-26 говорится:
«И он пошёл в Тарс разыскать Савла и, найдя, привёл его в Антиохию. И так случилось с ними, что они целый год собирались в церкви и учили довольно большое множество и что в Антиохии ученики впервые были названы христианами». Это название было дано в конце 40-х годов н. э.
Слову «христианин» соответствует греческое «христианос» Χριστιανός — термин, образованный на основе латинского языка. Окончание «ианос», используемое при обозначении приверженца кому-нибудь, употреблялось применительно к рабам, принадлежавшим знатным семействам в Римской Империи. Того, кто поклонялся императору, то есть цезарю, или «кайсару», называли «кайсарианос», что означает «приверженец кайсара», «человек, принадлежащий кайсару». В нашем случае — «человек, принадлежащий Христу».
Слово Христос Χριστός на греческом обозначает — Помазанник (на иврите — משיח Машиах).
В Иудее подвластной Риму греческое слово не прижилось бы, так как народ говорил на арамейском и на иврите, да и не имело смысла использовать иностранное слово при наличии собственного понятного обозначения.
В Деяниях 26:28 Агриппа обращается к Павлу в ироничном тоне: «Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином».
И получает не менее ироничный ответ: «Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз».

В Иудее последователей Иисуса  называли назареями. Об этом  пишет Епифаний Кипрский в Панарионе: «Зная же, что в Назарете зачат Он во чреве, воспитан в дому Иосифа, и потому в Евангелии называется Иисусом Назореем как и апостолы говорят: «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам знамениями и чудесами» (Деян.2:22) и т. д., имя это придали и себе, стали называться назореями, а не назирами), что в переводе значит освященными. Ибо сие в Ветхом завете вменялось в достоинство первородным и посвященным Богу, одним из которых был Самсон, и иные после него и многие до него. Да и Иоанн Креститель был также один из посвященных Богу, не пил ни вина, ни сикера. Ибо таковым людям определяем был и самый образ жизни, соответственный их достоинству. Но не называли себя назареями, потому что ересь назареев была до Христа и не знала Христа. Всякой же человек, как сказали мы прежде, называл христиан назореями, как говорят обвиняющие апостола Павла: «найдя мужа сего губителем, развращающим народ, и представителем назорейской ереси» (Деян.24:5). Святой же апостол не отрицается от имени, не исповедуя ереси назореев, но с приятностью принимая на себя имя, приданное ему за Христа неприязненностью противников; ибо говорит пред судилищем: «ни в святилище не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение, но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу, веруя всему, написанному в Законе и пророках» (Деян.24:12,14). И неудивительно, что апостол признает себя назореем, потому что все тогда называли христиан сим именем чрез Назарет), и не было в то время другого употребления имени, как называть им уверовавших в Христа, о Котором и написано: «ибо назореем наречется» (Мф.2:23).(Adversus Nazoraeos, haeresis XXIX).

В Израиле имя Иисуса звучало Иешуа ישוע Ноцри – Назарянин, (возможно, «человек из города Нацрат» (Назарет)):
«Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк.1:24).
«И, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином» (Мк.14:67).
«Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» Мар.16:6.
«Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лук.4:34).
«И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и

всем народом» (Лк.24:19).
«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин.19:19).

В некоторых местах Талмуда Иисуса также называют «haНоцри» נוצרי.
«Наши раввины передавали: рабби Элиезер был схвачен по обвинению в минействе (ереси), и его привели в суд. И сказал ему игемон: такой старик, как ты, и увлекся такими речами!? Он ответил ему: я принимаю, как должное, решение Судьи. Игемон подумал, что он подразумевает его, между тем как он разумел Отца своего, Который на небесах. Он (игемон) ответил ему: так, как ты признал правильность моего суда над тобою, — освобождение! Ты свободен! А когда он вернулся домой, вошли его ученики, чтобы утешить его, но он не принял [утешений]. Тогда сказал ему рабби Акиба: рабби, я скажу тебе кое-что; может быть, ты перестанешь убиваться. Он ответил: говори. Он сказал: может быть, кто-то из минеев сказал тебе что-нибудь, что тебе понравилось? Он ответил: Акиба, ты мне напомнил! Однажды я шел по верхней улице Сепфориса и встретил одного из учеников Иешу ха-Ноцри, которого звали Иаков из Кефар-Секании. Он сказал мне: в вашем Законе написано: «не вноси платы блудницы [в дом Господа Бога твоего]». А можно использовать эти деньги на отхожее место {для первосвященника}? Я не знал, что ответить ему. [Тогда] он сказал мне: вот чему учил {Иешу ха-Ноцри}: «из любодейных даров она устраивала их, на любодейные дары они и будут обращены»; из нечистого места пришло и в нечистое место вернется. Эти слова понравились мне, так что я впал в минейство, ибо преступил написанное в Торе: «держи дальше от нее путь твой», то есть от минейства, «и не подходи близко к дверям дома ее, что относится к власть предержащим[. — Иные говорят: «держи дальше от нее путь твой», то есть от минейства и от власть предержащих, «и не подходи близко к дверям дома ее», то есть блудницы» (2а. ВТ Авода-Зара, 16b-17a).

Итак, в Иудее последователей Иешуа называли назарянами. Название иудеохристиане было дано гораздо позднее и стало обозначением ересей с точки зрения власть имущей церкви, против которых она боролась.

Вера в Иешуа как предречённого Мессию сложилась именно в Иудее, где и находилась главная община, которая быстро разрасталась: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7).
Впоследствии благая весть распространялась в иудейской диаспоре среди евреев, прозелитов и среди неевреев, которые были знакомы с греческим переводом Писания, сочувствовали и интересовались иудейской верой, например, одним из таких людей был эфиопский евнух, встреченный Филиппом по дороге: «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35).
Церкви в диаспоре росли как грибы после дождя, и за короткое время появились практически во всех полисах Малой Азии — Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Филадельфии и Лаодикее. Но главенствующую роль занимала Иерусалимская община. Даже такой независимый по характеру и взглядам проповедник, как Павел, подчинялся решениям этой общины, которой руководил Иаков, брат Иешуа. «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался». (Гал. 2:1-2).
Павла на собрании общины в Иерусалиме обвинили в отступлении от заповедей Торы. Хотя он согласно своим письмам-посланиям проповедовал необязательность обрезания не только среди эллинов, но подчинился предписанию собрания, тем самым сняв с себя обвинение в отступлении от законов Торы:
«Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение» (Деян. 21:23-26).
Мы пришли к главному отличию Иерусалимской общины от остальных церквей. Иудеи и прозелиты согласно указаниям Центра обязаны исполнять ритуальные заповеди Торы. Для неевреев, уверовавших в Иисуса, достаточно соблюдать нравственное учение, не употреблять мяса, посвящённого богам, а также мяса с кровью и  удавленину (мясо задушенного животного) и воздерживаться от соития с близкими родственниками, так как речь идёт о ритуальных осквернениях.
Павел обвиняет общину коринфян в таком грехе: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» (1-Кор.5:1).
В то время как христианские общины в Римской Империи усиливались и возрастали, Иерусалимская община теряла своё влияние. Связь их  с Иерусалимской общиной постепенно ослабевала. После мученической смерти в Риме Петра, Павла и других почитаемых апостолов влияние Иерусалимской общины на общины западной империи Рима прекратилось.
Происходило замещение Центра с Иерусалима на Рим. После иудейской войны против римского владычества в 68 году н. э. христиане Рима как можно меньше старались афишировать свою связь с иудеями, и ещё через несколько десятков лет и вовсе порвали эту связь, а ещё через сотню лет обвинили иудеохристиан в ереси, битва титанов с олимпийцами закончилась победой последних, которые стали первыми.
Волнения в Иудее аукнулись евреям не только в самом очаге восстания, но и по всей римской империи, особенно в Египте и Сирии. Свыше тринадцати тысяч было убито в Скифополе, двадцать тысяч в Кесарии, шестьдесят тысяч в Египте. По всей Сирии происходили еврейские погромы:«Вы знаете, что нет города в Сирии, где не истребляли бы иудеев, хотя последние были более нас враждебны, чем римляне. Дамаскины, например, не имея даже возможности выдумать какой-либо благовидный повод, запятнали свой город ужасной резней, умертвив 18 000 иудеев вместе с женами и детьми… Число замученных насмерть в Египте превысило, как мы узнали, 60 000. О всех этих случаях можно по крайней мере сказать, что иудеи, живя в чужой стране, не находили того, что нужно для успешной борьбы против врага…»(Иосиф Флавий Иуд. Война 7 кн. гл. 8).
Римский сатирик Ювенал (ок. 60-130 гг. н.э.) отражал типичные взгляды римлянина на иудеев:
«Выпал по жребью иным отец — почитатель субботы:
Лишь к облакам их молитвы идут и к небесному своду;
Так же запретна свинина для них, как и мясо людское,
Ради завета отцов; они крайнюю плоть обрезают
С детства, они презирать приучились обычаи римлян,
Учат, и чтут, и хранят лишь свое иудейское право, —
Что бы им там ни дано в Моисеевом тайном писанье, —
Право указывать путь лишь поклоннику той же святыни
Иль отводить к роднику лишь обрезанных, но не неверных.
Здесь виноват их отец, для которого каждый субботний
День — без забот, огражденный от всяких житейских занятий».

(Saturae XIV,96-106).

Светоний (ок. 69 г. н. э – перв. пол. II в.) рассказывает о тяжелейшем иудейском законе (Iudaicusfiscus), которым облагались иудеи:«С особой суровостью по сравнению с другими взыскивался иудейский налог: им облагались и те, кто открыто вёл иудейский образ жизни, и те, кто скрывал своё происхождение, уклоняясь от наложенной на это племя дани. Я помню, как в ранней юности при мне в многолюдном судилище прокуратор осматривал девяностолетнего старика, не обрезан ли он».(Domitianus. 12,2-Ihm=F190R).

Сенека (конец I в. до н. э. – 65 г. н. э.) в своей знаменитой книге «О суеверии» писал о иудеях: «А между тем обычай этого преступнейшего народа возымел такую силу, что принят уже по всей земле: побежденные дали законы победителям».
На этом фоне христианские общины римской империи, заражённые всеобщей ненавистью к иудеям, стали отмежеваться от всего иудейского.
Евангелие Иоанна подверглось антииудейской редакции, но всё же не достаточно основательно, если сохранило фразу: «спасение от иудеев». «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». (Ин.4:22).

Противопоставление не каким-либо конкретным людям и даже не религиозным группам: фарисеям, саддукеям, как в  более ранних евангелиях, а к иудеям вообще, свидетельствует о царившем настроении в среде составлявших это евангелие, (вероятно, по записям или рассказам самого Иоанна). Ведь не мог же Иоанн называть противников Иешуа «иудеями», так как иудеем был его господин и он сам.
«Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев»(Иоан.7:13).
«Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Иоан.9:22).
«Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился»(Иоан.11:33).
«Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Иоан.19:20).

Большая часть иудеохристианской  общины примерно в 66 году н.э., вняв предостережению Учителя о бегстве из Иерусалима, во время слухов о войне, покинула город, перебравшись в Заиорданье.
Назаряне распространяли своё влияние на Египет и восточные провинции Рима. Они сохраняли ранние евангелия, написанные на арамейском или иврите. Отцы церкви цитировали отрывки из них, где Иисус представлен не богом, но человеком, облечённым духом святым, которого он называет матерью, так как на иврите слово «Дух» — (руах) имеет женский род.
В этих евангелиях, брат Иешуа Иаков, глава Иерусалимской общины, незаслуженно обойдённый евангелистами или редакторами евангелий, представлен как ожидающий воскресения Мессии и которому Иешуа явился после своего воскресения из мёртвых, о чём, кстати, свидетельствует и апостол Павел в Послании к коринфянам: «потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1-Кор.15:7). Канонические Евангелия об этом эпизоде умалчивают.
Иаков был широко известен. О нём упоминает Иосиф Флавий:
«Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия пока еще Альбина наступил удобный момент (для удовлетворения своей суровости). Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие [тогда] в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю с просьбою запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указали на то, что и теперь он поступил неправильно» (Иудейские древности. Книга двадцатая гл. 9:1).
Также христианский историк Евсевий Кесарийский писал о нём:
«Вот этот самый Иаков, которому в древности дано было прозвище Праведный за его исключительную добродетель, первый, как рассказывают, получил епископский престол в Иерусалимской Церкви».
Климент в 6-й книге своих Очерков пишет так: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного».
В 7-й книге того же произведения он говорит следующее: «Иакову  Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава». Было же два Иакова: один — «Праведный» — сброшен с крыши и забит до смерти скалкой валяльщика, другому отрубили голову». Этого «Праведного» упоминает и Павел: Из апостолов я никого не видел, кроме Иакова, брата Господня» (Евсевий Кесарийский Церковная история II. 1)

Отрывки из Евангелия Евреев в пересказе отцов Церкви.
1. И произошло так, когда Господь выходил из воды, дух святой сошел и наполнил Его, и покоился в Нем, и сказал Ему: Мой Сын, из всех пророков я ждал Тебя, что Ты должен прийти и я могу покоиться в Тебе, ибо Ты мой покой, Мой сын первородный, и Ты будешь править вечно (Иероним. Комментарии к Пророкам. Комментарии к Новому завету (Commentarii insex decimprophetas. Commentarii in Novum Testamentum). Com in 1s. 11.2. Далее: Com. in…).
2. Так сделала Моя мать, Дух святой, взяла Меня за волос и перенесла на гору Табор (Ориген. Комментарии к Евангелию от Иоанна(CommentariiinJoannem). 11.12. Далее: Com. inIn.),
3. Тот, кто удивляется, будет царствовать, и тот, кто царствует, обретет покой (Климент Александрийский. Strom. II.IX.25) .
4. И никогда не будьте радостны, только если отнесетесь к брату своему с любовью(Иероним. Com. in Ephes. 3.4).
5. И когда Господь отдал пелены слуге жреца, Он пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеб с того часа, как он выпил чашу Господа, до тех пор, пока не увидит его восставшим. И после того Господь сказал: Принеси стол и хлеб (И сразу же добавлено): Он взял хлеб и благословил его, и преломил, и дал Иакову Праведному, и сказал: Брат Мой, ешь свой хлеб, ибо Сын человеческий восстал среди спящих (Иероним. 0 знаменитых мужах (Devirisillustribus). 2. Далее: Devir. ill.).
6. Из Египта призвал я Сына Моего, и посему Он должен называться назореем ( Ibid. 3).
7. Мать и братья Господа сказали ему: Иоанн Креститель крестит в отпущении грехов, пойдем и крестимся. Но Он сказал им: Какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него? Разве только Мои слова есть грех по неведению (Иероним. Adsersus Pelagium).
8. Хлеб наш завтрашний дай нам днесь (Иероним. Com. inMath. 6.11).
9. Если брат твой согрешил словом и раскаялся, прости его семь раз на дню. Симон, Его ученик, сказал Ему: Семь раз на дню? Господь ответил ему: Да, говорю тебе, семижды семьдесят раз. Ибо пророков, после того как Дух святой помазал их, было найдено слово греха (Иероним. Adversus Pelagium. II1.2).
10. Другой из двух богачей сказал: Учитель, что доброго мне совершить, чтобы обрести жизнь вечную? Он сказал ему: Человек, исполняй Закон и пророков. Ответил Ему: исполняю. Тогда сказал ему: Пойди и продай все, что имеешь, и раздай нищим, и тогда приходи и следуй за Мной. Но богач стал скрести себе голову, и слова эти не понравились ему. И Господь сказал: Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо написано в Законе: люби ближнего, как самого себя. И смотри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним? И Он повернулся к Симону, ученику своему, который сидел рядом с Ним, и сказал: Симон, сын Ионы, легче верблюду войти в игольные уши, чем богатому в царство небесное(Ориген. Com. in Matth. XV).
11. …в Евангелии, написанном евреями, которое попало к нам в руки, угроза направлена не против того, кто спрятал талант, а против того, кто жил распутно, ибо он (господин) имел трех слуг, того, кто растратил состояние с блудницами и флейтистками, того, кто умножил полученное, и того, кто спрятал талант; и одного господин принял с радостью, другого только укорил, а третьего отправил в темницу… (Евсевий. In Mattheum, 25.14).
12. И когда Он подошел к Петру и тем, кто был с Петром, Он сказал им: Смотри, коснитесь Меня и убедитесь, что Я не дух бестелесный. И они коснулись Его и уверовали (Иероним. Devirisill. 16).
(В евангелии, которым пользуются эбиониты и назареи, и которое мы недавно перевели с еврейского на греческий, и которое многими почитается подлинным (евангелием) Матфея, человек с высохшей рукой назван каменщиком, который обратился с мольбой о помощи такими словами): Я был каменщиком и зарабатывал на жизнь своими руками, я прошу Тебя, Иисусе, возврати мне здоровье, чтобы я не просил с позором милостыни(Иероним. Com. in Natth. 12.13).
13. Папий рассказывает также историю о женщине, которую за многие преступления обвинили перед Господом, о чем написано и в Евангелии евреев (Евсевий. НЕ. III.39)
14. В Евангелии, написанном еврейскими письменами, сказано, что не завеса храма разорвалась, но архитрав огромного размера обрушился (Иероним. Com. in Matth. 27.51) .
15. В Евангелии, которым пользуются назареи, вместо «сына Варрахии» написано «сына Иойады» (Filii Jojadae.- Ibid. 23.35).
16. «Варрава» объясняется в Евангелии, называемом От евреев, как «сын их учителя» (Ibid. 27.16).
17. Я избрал тех, кто наиболее достоин, наиболее достойны те, кого Отец мой на небесах дал мне (Епифаний. Com. in Matth. 10.3 — 8).

Фрагменты Евангелия Евионитов
Явился человек по имени Иисус лет тридцати от роду, который избрал нас
И когда Он пришел в Капернаум, Он вошел в дом Симона, чье
прозвище было Петр, и открыл свои уста и сказал: когда Я проходил мимо озера Тивериадского, Я выбрал Иоанна и Иакова, сыновей Зеведеевых, и Симона, и Андрея, и Фаддея, и Симона зелота, и Иуду Искариота, и тебя, Матфей, Я призвал, когда ты сидел, собирая пошлину, и ты последовал за Мною. Посему Я хочу, чтобы вы были двенадцатью апостолами для свидетельства Израилю
(Епифаний. Haeres. 30).
И случилось так, что Иоанн крестил и пришли к нему фарисеи и крестились, и весь Иерусалим. И Иоанн имел на себе одежду из верблюжьего волоса и перепоясан был кожаным поясом на чреслах, и пища его была (как сказано) дикий мед, вкус которого был подобен вкусу манны и медовым лепешкам в масле (Ibidem).
И произошло во дни Ирода, царя Иудеи, что пришел Иоанн и крестил
крещением, дабы покаялись, в реке Иордан. О нем сказано, что он был из рода Ааронова, сын Захарии и Елизаветы, и все пришли к нему (Ibid. 30.3).
Когда народ принял крещение, Иисус тоже пришел и был крещен Иоанном. И когда Он выходил из воды, небеса раскрылись, и увидел  духа святого,
сходившего как голубь, и он ниспустился на Него. И раздался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение. И снова: в сей день Я породил Тебя . И тотчас свет великий осветил все вокруг. Когда Иоанн увидел это, он сказал Ему: Кто Ты, Господи? И снова голос с неба возвестил ему: Это Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение. И тогда Иоанн пал ниц перед Ним и сказал: Молю Тебя, Господи, крести Ты меня. Но Иисус удержал его, говоря: все, что надлежит, должно быть исполнено (Ibidem).
Более того, они отрицают, что Он человек, на основании того, что, в ответ на слова «Вот мать Твоя и братья Твои стоят рядом», Он сказал: «Кто мать Моя и кто братья Мои? И, протянув руку к ученикам, сказал: Вот братья Мои и мать и сестры, кто следует воле Моего Отца» (Ibid. 30.14) {15}.
(Они говорят… что он пришел и сказал, как сказано в их евангелии,
которое называется согласно евреям:) Я пришел отменить жертвоприношения, если вы не оставите жертвоприношений, гнев Божий не оставит вас (Ibid. 30.10).   Что Ты хочешь, чтобы мы приготовили Тебе для пасхального ужина? 
Думаете ли вы, что Я хочу есть тело вместе с вами как Пасху?  (Ibid. 22.4).

К конфликту между иерусалимской общиной и церквями западной империи также приложил руку апостол Павел. Хотя он формально и подчинялся правилам центра (Иерусалима), но в его посланиях находятся уколы в адрес знаменитейших столпов общины: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников]» (Гал. 2:6-8).
Более того, он уличает Петра, живую легенду, в лицемерии: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски» (Гал. 2:11-14).
«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1-кор. 7:32-33).
«Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?»(1-кор. 9:5).
При этом в Послании к коринфянам он указывает на отказавшихся от брака как совершивших духовный подвиг, тем самым поддевая апостолов, Петра и братьев Иешуа, которые были женатыми людьми.
Павел, проповедуя преимущество веры над Законом, полемизирует с Иаковом. Вернее, Иаков спорит с Павлом, так как послание Иакова написано позднее. Они используют одну и ту же библейскую историю, но делают совершенно разный вывод.
«Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность» (Рим. 4:1).
Впоследствии в Послании к Галатам он подтвердил своё исповедание: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет»(Гал. :2-11).
Иаков прямо обвиняет Павла: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». (Ик. 2:14-26).
Автор второго послания от Петра задевает Павла: «и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания»  (2-Петра 3:15-16).
Конфликт между Павлом и Иерусалимом разрастался, об этом свидетельствует горькое письмо оставленного почти всеми Павла к галатам, в котором он пытается вернуть расположение взращенной им общины к себе, убеждая не соблюдать заповеди Торы: «Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них» (Гал. 4:16-17).
«Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген». (2-Тим. 1:15).
«Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2-Тим. 4:10).

Западные церкви впоследствии приняли универсальные постулаты Павла и тем самым облегчили вход язычникам в лоно церкви. Восточные же остались верными самому раннему преданию иерусалимской церкви, но со временем всё меньше и меньше общин придерживались раннего предания.  Те же, кто следовали ему, постепенно превратились в небольшие общины, которые поддерживали законы Торы – секты типа евионитов, назореев и других, о которых рассказывает Епифаний Кипрский (4 в. н.э.) в Панарионе.

Епифаний Кипрский
Панарион
Против назореев, девятой и двадцать девятой ереси Adversus Nazoraeos, haeresis XXIX
«И об этом, любослов, читая сочинения Филона, в книге его, надписанной «Об иессеях» можешь найти, что, описывая образ их жизни и похвальные качества, повествуя об их монастырях в окрестности озера Марейского, не о другом ком повествовал сей муж, как о христианах. Бывши в этой стране и водимый ими по монастырям той страны, получает он пользу. Ибо находясь там в пасхальные дни, видел образ их жизни, как проводили святую пасхальную седмицу без пищи, другие вкушая чрез два дня, иные же только вечером. Все же это, совершавшееся при Филоне, служило ему доказательством веры и образа жизни христиан.
Посему так как назывались тогда иессеями, в скором времени, по вознесении Спасителя, когда Марк проповедовал в стране египетской; то во времена сии снова вышли некоторые, именно же последователи апостолов (разумею же указуемых здесь назореев), иудеи по происхождению, привязанные к Закону и получившие обрезание. Но как иные, с какого-либо возвышения увидев огонь и не поняв, по какой причине и для какой пользы делают это зажегшие сей костер, приготовляя ли себе на костре жизненные припасы в пищу, или для уничтожения каких-либо сухих деревьев или хвороста, обыкновенно истребляемых огнем; так и они, подражая и зажегши огонь, сами воспламенились. Ибо услышав только имя Иисусово и увидев божественные знамения, совершаемые руками апостолов, веруют они в Иисуса. Зная же, что в Назарете
 зачат Он во чреве, воспитан в дому Иосифа, и потому в Евангелии называется Иисусом Назореем, как и апостолы говорят: «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам знамениями и чудесами» (Деян.2:22) и т. д., имя это придали и себе, стали называться назореями, а не назирами, что в переводе значит освященными. Ибо сие в Ветхом завете вменялось в достоинство первородным и посвященным Богу, одним из которых был Самсон, и иные после него и многие до него. Да и Иоанн Креститель был также один из посвященных Богу, не пил ни вина, ни сикера. Ибо таковым людям определяем был и самый образ жизни, соответственный их достоинству.
Но не называли себя назареями, потому что ересь назареев была до Христа и не знала Христа. Всякой же человек, как сказали мы прежде, называл христиан назореями, как говорят обвиняющие апостола Павла: «найдя мужа сего губителем, развращающим народ, и представителем назорейской ереси» (Деян.24:5). Святой же апостол не отрицается от имени, не исповедуя ереси назореев, но с приятностью принимая на себя имя, приданное ему за Христа неприязненностью противников; ибо говорит пред судилищем: «ни в святилище не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение, но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу, веруя всему, написанному в Законе и пророках» (Деян.24:12,14). И неудивительно, что апостол признает себя назореем, потому что все тогда называли христиан сим именем чрез Назарет, и не было в то время другого употребления имени, как называть им уверовавших в Христа, о Котором и написано: «ибо назореем наречется» (Мф.2:23). Ибо и ныне все ереси, разумею манихеев, маркионитов, гностиков и других, хотя они и не христиане, у людей подобоименно называются христианами, А равно и каждая ересь, и иначе именуемая, с радостью принимает это название, потому что украшается именем, ибо думают славиться именем Христовым, а не верою и делами. Так и святые ученики Христовы называли себя тогда учениками Иисусовыми, как и действительно ими были; слыша же, что другие зовут их назореями, не отрекались, взирая на намерение зовущих так: потому что называли их по Христу. Ибо и Сам Господь Иисус назывался назореем, как показывают Евангелия и Деяния апостолов, потому что Он в городе, а ныне веси, Назарете воспитывался в доме Иосифа, родившись по плоти в Вифлееме от приснодевы Марии, обрученной с Иосифом, жившим в самом Назарете после того, как, оставив Вифлеем, поселился в Галилеи.
А сии упомянутые выше еретики, о которых ведем здесь речь, оставив имя Иисусово, ни иессеями себя не называли, ни именем иудеев, которое имели, за собой не удержали, ни христианами себя не наименовали, но назвались назореями, именно от названия места — Назарет. По всему же они иудеи, и не что иное. Пользовались не только Новым, но и Ветхим заветом, как и иудеи; не были отвергаемы ими Закон, пророки и все писания у иудеев, как и у поминаемых еретиков, известные под именем Иудейская Библия. И не иного какого держатся образа мыслей, как требуемого проповедью Закона, и прекрасно исповедуют все, как иудеи, кроме того, что уверовали в Христа. Ибо ими признается и воскресение мертвых, и то, что все приведено в бытие Богом; возвещают единого Бога и Сына Его Иисуса Христа. Еврейский язык изучают в точности, ибо весь Закон, пророки и так называемые Писания, разумею писанное стихами, Царства, Паралипоменон, Есфирь и все прочее читаются ими по-еврейски, как, несомненно, и иудеями. В следующем же только отличаются от иудеев и от христиан: не согласуясь с иудеями, потому что уверовали в Христа, и не сходствуя с христианами в том, что связаны еще Законом в соблюдении обрезания, субботы и прочего. Но не умею сказать, как думают о Христе, почитают ли Его простым человеком, увлекшись нечестивым учением выше названных Керинта, или Меринта, или согласно с истиною утверждают, что Христос Духом Святым рожден от Марии. Находится же эта ересь назореев в стране Берийской около Килисирии, в Десятоградии, в сопредельности с Пеллою, и в Басанитидской так называемой Кокаве, по-еврейски Хохаве. Ибо оттуда произошло ее начало, по переселении из Иерусалима, когда все ученики стали жить в Пелле, по слову Христову, повелевшему оставить Иерусалим и удалиться, когда будет угрожать ему осада. И по таковому предлогу поселившись в Перее, там, как сказано, начали жить. Отсюда-то возымела начало ересь назореев.
Итак, и об этой ереси, по краткости сочинения, достаточно будет сего нашего рассуждения, потому что подобные сим еретики, вернее же сказать иудеи, а не что иное, без труда обличаются, и легко улавливаются. Но они великие враги иудеев. Иудеи не только приобрели к ним ненависть, но и, вставая утром, и среди дня, и повечеру, трижды в день, когда совершают молитвы в своих синагогах, в негодовании на них, предают их анафеме, говоря: «да проклянет Бог назореев». Ибо особенно преследуют их за то, что, происходя от иудеев, проповедуют об Иисусе, что Он Христос; а это противно иудеям, не принявшим еще Христа. Имеют же они у себя самое полное Евангелие от Матфея, на еврейском языке. Ибо у них достоверно сохраняется в оном виде, как написано в начале еврейскими письменами: не знаю же, еретики ли уничтожили в нем родословия от Авраама до Христа.

Против эбионитов, десятой и тридцатой ереси Adversus Ebionaeos, haeresis XXX
«Эбион, от которого эбиониты, по порядку следующий за назореями и державшийся с ними подобного образа мыслей, — многовидное чудовище и, так сказать, отпечатлевшее в себе змеиный образ мифологичной многоглавой гидры, — снова явился на свете, и хотя выходит из школы назореев, однако же проповедует и преподает иное, чем они. Как если бы кто составил себе убор из разных дорогих камней и одеяние из пестрых платьев и нарядом своим стал всем кидаться в глаза, так, напротив, Эбион, по недостатку соревнования, у каждой ереси заимствовав всякое, какое только было страшное, разрушительное и мерзкое, безобразное и невероятное учение, преображал себя во всех еретиков. У него, при омерзительности самарян, имя иудеев, образ мыслей оссеев, назореев и назареев, наружность керинтиан, злонравие карпократиан, хочется ему иметь наименование христиан (конечно же, не деятельность, не расположение, не ведение их, не согласие с Евангелиями и апостолами касательно веры); но став, так сказать, среди всех, не сделался ничем, напротив, на нем исполнилось написанное: «помалу впал я во всякое зло среди экклесий и синагог!» (Прит.5:14). Так, будучи самарянином, по омерзительности имени отрицается от сего; признавая же себя иудеем, противится иудеям, хотя согласуясь с ними отчасти, как впоследствии при помощи Божией покажем в доказательствах на это и на обличение еретикам.
Ибо этот Эбион был современником назореев, ими и с ними приводится в деятельность. И, во-первых, утверждал, что Христос родился от сожительства и от семени мужа, то есть Иосифа, как уже и прежде сказано нами, что, во всем держась подобного образа мыслей с другими, в этом одном разнился в своей привязанности к Закону иудейскому касательно субботствования, обрезания и всего иного, что исполняется иудеями и самарянами. А он еще более иудеев в поступках сходствует с самарянами. Ибо прибавил правило остерегаться прикосновения к иноплеменникам, каждый же день, как скоро возляжет с женой и встанет, омываться в водах, где только есть обилие морской или других вод. Да если и выходя из вод погружения и крещения, встретится с кем-либо, поспешает также опять креститься, нередко и с одеждами. Ныне же ими вовсе воспрещены девство и воздержание, как и другими, подобными этой ересями. Ибо некогда хвалились они девством, конечно, ради Иакова брата Господня, и послания свои надписывают старцам и девам. Начало же ереси последовало по разорении Иерусалима. Поскольку все уверовавшие в Христа переселились в то время в Перею, особенно в некоторый город, называемый Пеллою в Десятиградии, упоминаемом в Евангелии (Мф.4:25), близ Батанеи, страны Басанитидской, то пока туда переселялись и здесь проводили время, открылся тогда из этого Эбиону повод, и начинает он иметь пребывание в некотором селении Кокаве в области Карнаима, Астароса, в стране Басанитидской, как содержится это в дошедшем до нас сведении. Здесь начинается его недоброе учение, а именно, где прежде него появились беззаконные назореи; потому что Эбион вошел в единение с ними, и они с ним, и друг другу сообщили негодное свое учение. И хотя кое-чем между собою разнятся, но злоумием заимствовались друг у друга. У меня в других сочинениях и касательно других ересей пространно уже говорено было о местоположении Кокавов и Арабии.
И сперва, как сказал я, Эбион решительно говорил, что Христос от семени мужеского, то есть Иосифова. С некоторого же времени и доныне ученики его, как бы превратив собственный свой ум в несостоятельный и нерешительный, о Христе разглашают каждый из них по-своему. Думаю же, что со времени соединения с ними Элксая, этого лжепророка у так называемых сампсеев, оссенов и элкесеев, подобно Элксаю и Эбион разглашает какой-то вымысел о Христе и о Духе Святом. Ибо некоторые из них говорят, что Христос есть и Адам, первый сотворенный и оживленный Божиим дуновением. Другие же у них утверждают, что Христос свыше и есть прежде всего созданный дух, что Он выше ангелов, над всеми господствует и именуется Христом; наследовал тамошний век, сюда же приходит, когда хочет, как приходил и в Адаме, и являлся патриархам, облеченный телом. Приходя к Аврааму, Исааку и Иакову, Он же пришел в последние дни, и облекся в то же тело Адама, и явился человеком, был распят, воскрес и вознесся. Но опять, когда угодно им это, утверждают: нет, напротив, сошел на него Дух, который и есть Христос, и облекся в сего именуемого Иисуса. И великое в них омрачение, в разных местах так и иначе предполагающих о Христе. Они принимают Евангелие от Матфея, потому что им только одним пользуются, как и последователи Керинта и Меринта, но называют его Евангелием от евреев, так как по справедливости должно сказать, что в Новом завете один Матфей по-еврейски и еврейскими письменами изложил и проповедал Евангелие.
Но держась последовательности, возвращаюсь к речи об Эбионе. Ибо по причине Евангелия от Матфея начавшееся слово понудило приложить сказание о дошедшем до нас сведении. Итак, в имеющемся у них Евангелии, именуемом Евангелием от Матфея, которое не во всем полно, в ином подложно, а в ином урезано (называют же оное еврейским, содержится: «Явился некий человек именем Иисус, сам лет тридцати, который избрал нас. И пришедши в Кафарнаум, вошел в дом Симона, называемого Петром, и, отверзши уста свои, сказал: проходя мимо Тибериадского озера, избрал Я Иоанна и Иакова, сынов Зеведеевых, и Симона, и Андрея, и Фаддея, и Симона Зелота, и Иуду Искариота, и призвал тебя, Матфей, сидящего при сборе податей, и ты последовал за Мною. Посему хочу, чтобы вы были двенадцатью апостолами во свидетельство Израилю. И явился Иоанн крестить, и приходили к нему фарисеи и крестились, и весь Иерусалим. И имел Иоанн одежду из верблюжьих волос и кожаный пояс на чресле своем, и пища его (сказано) дикий мед вкусом манны, как лепешки в масле». Дабы именно обратить в ложь слово истины и вместо акридов
 представить лепешки в меду. А начало Евангелия у них таково: «Было во дни Ирода, царя иудейского, <при первосвященнике Каиафе,> пришел <некто> <именем> Иоанн, крестя крещением покаяния в реке Иордане. О нем сказано, что он из рода священника Арона, сын Захарии и Елисаветы, и приходили к нему все». И сказав многое, [Евангелие] присовокупляет: «Когда народ крестился, пришел и Иисус и крестился от Иоанна. И когда [Иисус] выходил из воды, отверзлись небеса, и увидел [Иоанн] дух святой, сходивший в виде голубя и снизошедший на Него. И глас раздался с неба, говорящий: Ты Мой Сын возлюбленный, в Тебе Мое благоволение. И снова: Я ныне родил Тебя. И тотчас осветил место свет великий. Узрев (сказано), Иоанн говорит Ему: кто Ты, <Господи>? И снова глас с неба был ему: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение. И тогда (сказано) Иоанн, припав к Нему, сказал: прошу Тебя, Господи, Ты меня крести. Но [Иисус] удержал его, говоря: оставь, ибо так подобает исполниться всему».
Смотри, как учение у них везде переиначено, как все извращено, испорчено, не имеет никакой правильности. Ибо Керинт и Карпократ, пользуясь тем же, что и у них, Евангелием, родословием в начале Евангелия от Матфея хотят доказать, что Христос от семени Иосифа и Марии. Эти же думают нечто иное. Вырвав родословие из Евангелия от Матфея, как говорили мы прежде, начинают придавать ему иное начало, именно так: «Было (сказано) во дни Ирода, царя иудейского, при архиерее Каиафе, пришел некто именем Иоанн, крестя крещением покаяния в реке Иордане», и т. д. Поскольку, по сказанному прежде, угодно им утверждать, что Иисус действительно есть человек, Христом же соделался в Нем, как находим уже и в других ересях, Кто соединился с Ним, снисшедши в виде голубя; и Сам Христос есть рожденный от семени мужа и жены. Но снова отрицают, что Он человек, именно по слову, сказанному Спасителем, когда известили Его: «Вот мать Твоя и братья Твои стоят снаружи», и [Он спросил]: «Кто Моя мать и братья? И простер руку на учеников, сказал: вот братья Мои и матерь и сестры, исполняющие волю Отца Моего» (ср. Мф.12:47-49). Начав с сего, Эбион, как сказано, исполненный всякой дерзости, является во многих личинах и, по объявленному выше, представляется чудовищным.
Эбиониты и другими некоторыми книгами, именно так называемыми «Путешествиями Петра», описанными Климентом, пользуются, иное подделав в них, иное же оставив неповрежденным, как сам Климент обличает их во всем написанными им, читаемыми в святых церквах, окружными посланиями; потому что в сих «Путешествиях», ложно выдаваемых ими под его именем, и верование и речь его имеют иное отличительное свойство. Ибо он учит девству, а еретики не принимают оного. Он прославляет Илию, Давида, Самсона и всех пророков, которыми гнушаются эбиониты. Посему в «Путешествиях», разным образом налгав на Петра, все применили к себе и говорят, будто бы и Петр, как они, ежедневно крестится для чистоты, подобно и воздерживается от употребления в пищу одушевленного, и мяса, и всякой другой снеди, приготовленной из плоти, ибо всячески избегают их и сам Эбион и эбиониты. Но когда спросишь кого из них, почему не вкушают одушевленного, тогда, не имея чем отозваться, отвечают неразумно и говорят: поскольку одушевленное происходит от совокупления и смешения тел, то не вкушаем сего. А потому сами они, происходя от смешения мужа и жены, всецело мерзки — согласно с тем, что по глупости изрыгают из уст своих.
Таинство крещения принимают и они, хотя крестятся ежедневно. В подражание святым таинствам, совершаемым в церкви, они из года в год совершают таинство на опресноках и другую часть оного на одной воде. Утверждают же, как сказал я, что Богом поставлены двое: один — Христос, и один — диавол. О Христе говорят, что получил Он во власть по жребию будущий век и что диаволу вверен век настоящий. Дано же им сие повелением Вседержителя по прошению каждого из них. И для этого, говорят, Иисус рожден от мужеского семени, и избран, и потом по избранию наречен Сыном Божиим, когда свыше в виде голубя снизошел на Него Христос. И не говорят, что от Бога-Отца Он рожден, но сотворен, как один из архангелов, <будучи более их>, господствует над ангелами и над всеми, сотворенными Вседержителем, и приходил, и наставил в том, что содержится в так называемом у них Евангелии: «Я пришел отменить жертвоприношения, и, если не оставите жертвоприношений, не оставит вас гнев [Божий]». Таковы и подобные этим их хитрые примышления.
Деяниями апостолов называют другие, в которых, вложив в них многое исполненное нечестия, имеют сильное оружие против истины. Еще какими-то степенями и руководствами для себя полагают именно степени Иакова как служащего руководителем в восстании на Храм, на жертвы и на огонь на жертвеннике, берут в основание и иное многое исполненное пустословия, так что не стыдятся и Павла за это осуждать какими-то лжами, составленными недобросовестностью и ослеплением их лжеапостолов. Называя его Тарсянином, в чем сам признается и чего не отрицает, предполагают происходящим из эллинов, приняв за повод то место, где по правдолюбию сказано им о себе: «я Тарсянин, гражданин славного города» (Деян.21:39). Потом утверждают, что он эллин, сын матери эллинки и отца эллина, пришел в Иерусалим и пробыл там довольное время, пожелал же взять в супружество дочь иерея и для этого сделался прозелитом и обрезался, потом, не получив девицы, прогневался и стал писать против обрезания, против субботы и против законоположения.
Но всеми способами клевещет хитрый этот и бедный разумением змий. Ибо слово Эбион с еврейского языка на эллинский переводится словом (нищий). Подлинно же нищ и разумением, и надеждою, и делом признавший Христа простым человеком, и с такою нищетою веры приобретший на Него надежду. Они же именно тем и величаются, что называют себя нищими по принятому, говорят, во времена апостолов обычаю продавать свое имущество, полагать при ногах апостолов и приходить в нищету и расстройство, почему, как говорят, и называются у всех нищими. Говорится же это ими несправедливо, напротив того, от природы в действительности назывался Эбионом этот нищий и жалкий, по пророчеству, думаю, получив в удел это имя от своего отца и от своей матери. А сколько вводится ими иных страшных, обезображенных, исполненных разврата обычаев! Когда кто из них впадает в болезнь или ужален змеею, сходит он в воду, призывает прономинации, по Элксаю, неба и земли, соли и воды, ветров и ангелов, как называют они, правды, хлеб и елей, и начинает говорить: «помогите мне, отвратите от меня болезнь». И прежде уже было у меня объявлено, что хотя Эбион этого не знал, однако же по времени вступившие, как и он, в единение с Элксаем, возымели, как от Эбиона обрезание, и субботу, и обычаи, так от Элксая мечтательную мысль о Христе, что Он — невидимое нам человеческое подобие девяноста шести миль, то есть двадцати четырех схин в длину и шести схин, или двадцати четырех миль, в ширину, а толщину имеющее другой какой-то меры. Против же его невидимо стоит Святой Дух в виде женщины, и Он той же меры. И из чего, говорит, узнал я меру? Из того, говорит, что главы, как видел с гор, касались вершин их, и, дознав меру горы, узнал я поэтому меру Христа и Святого Духа. У меня сказано уже об этом в ереси оссенов. А теперь сделал я это мимоходом, чтобы не подумали, будто бы по забывчивости не сказано нами о том, что есть у каждого народа и в каждой ереси, а у иных отыскивается.
Хотя сам этот Эбион проповедовал в Азии и Риме, но корни тернистых отраслей имеют еретики большею частью в Батанее и Панеаде, Моавитиде и Кохавах в земле Басанитидской, по ту сторону Адраов, и даже на Кипре. Принуждают же и женят юношей прежде надлежащего возраста, именно с дозволения своих учителей, потому что имеют у себя пресвитеров и архисинагогов. Не экклесией, а синагогою называют они свою экклесию, и именем Христовым величаются только. Браком сочетаются не один только раз, но если кто пожелает расторгнуть первый брак и вступить в другой, дозволяют сие до второго, третьего и седьмого брака: Ибо все у них делается небоязненно. Признают они Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и Аарона, Иисуса Навина просто как преемника Моисеева. После же сих не признают ни одного из пророков, напротив того, предают анафеме и осмеивают Давида и Соломона, а также отвергают Исаию, Иеремию, Даниила и Иезекииля, Илию и Елиссея, потому что, хуля их пророчества, не соглашаются с ними, но принимают только Евангелие. Христа называют пророком истины и Христом Сыном Божиим по преуспеянию и по сочетанию бывшего на него сошествия свыше. Пророков называют пророками разумения, а не истины; желают же, чтобы Он один был пророк, и человек, и Сын Божий, и Христос, и простой человек, как сказали мы выше, добродетельной жизнью достигший того, чтобы называться ему Сыном Божиим. Не принимают целого Моисеева Пятикнижия, но некоторые речения отвергают. А когда скажешь им об употреблении в пищу одушевленных, о том, как Авраам предлагал ангелам тельца и молоко, или как ел Ной и слышал сказанное ему Богом: «заколи и ешь» (Быт.9:3), как Исаак и Иаков, а также Моисей в пустыне заколали жертвы Богу, эбионит не верит им и говорит: «какая нужда мне читать написанное в Законе по пришествии Евангелия?» Посему откуда же тебе знать о Моисее и Аврааме? Ибо известно, что признаете их праведными и включаете их в число отцов своих. После сего еретик отвечает и говорит: «это открыл мне Христос», — хулит большую часть законоположения, Самсона, Давида, Илию, Самуила, Елиссея и других
».

Назареев и евионитов ещё можно было найти в Сирии  V- VIвв. н.э. Преследуемые западной христианской церковью, они затерялись в новой, сильной религии Востока – исламе. Но их следы и влияние отразились в мусульманских полемических трактатах, один из которых принадлежал перу известного мутализитского автора X в. н.э. Абд аль-Джаббара.
Автор этого трактата цитирует тексты, вышедшие из иудеохристианской среды, которые он использовал для полемики против христиан.
Классификация текстов, в соответствии с их содержанием, такова:
1. Обвинения христиан в отступлении от Закона Торы и принятии новых законов, ничего общего не имеющих с законами Торы.
2. Полемика против догматики основных христианских церквей или, по словам иудеохристиан, сект – яковитов, несториан и ортодоксов.
3. Очерк о выдающихся событиях ранней истории становления христианства.
4. Написанные во враждебном духе рассказы об обычаях христианских священников, монахов и мирян.
5. Многочисленные и иногда обширные цитаты из канонических и неизвестных нам евангелий.

Абд аль-Джаббар обвиняет христиан западных церквей в изменении обычаев Торы и принятии римских традиций. Апостол Павел в этих текстах подвергается презрению, осмеянию и заклеймён как отступник.
Автор иудеохристианского текста утверждает, что если Мессия является примером для подражания, значит, необходимо следовать ему и обычаям ранней церкви. Он утверждает, что Мессия был обрезан (что соответствует и каноническим евангелиям), не отменял обрезание и не высказывался против обрезания: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус» (Лк. 2:21). Не разрешал вкушать мясо животного, зарезанного не кошерным способом. Кстати, это было одно из установлений Иерусалимской церкви: «а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15:20).
Текст Абд аль-Джаббара осуждает христиан в отказе от субботы, ссылаясь на то, что Мессия не отменял субботы и уж тем более не заменял её на воскресенье. Мессия и его ученики соблюдали только еврейские праздники и посты. Автор трактата оправдывает действия Мессии, который попустил ученикам в субботу растирать ладонями зёрна из сорванных колосков пшеницы. Оправдание автор текста основывает на известном термине «пикуах нефеш» — «спасение жизни», т.е. работа, допустимая для спасения жизни, но не имущества.
Согласно Мф. 12:1, ученики срывали колосья пшеницы и ели их, по Лк. 6:1 – они срывали колосья и ели, растирая зерно руками. В Талмуде в трактате Шаббат 128а приводится мнение мудрецов, в соответствии с которым «растирание» в субботу может быть с определёнными ограничениями разрешено.
В трактате мусульманского теолога имеется цитата к вопросу о субботе: «Мариам Магдалина и другая Мариам в субботний день воздерживались от отправки благовоний для помазания тела своего учителя, блюдя заповедь о соблюдении субботы». Это сообщение перекликается с Лукой и Марком:
«Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:55-56).
«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк 16:1).
Абд ал-Джаббар цитирует речение Иешуа в доказательство запрещения отменять Тору, очень похожее на евангельское: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон (Тору) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона (Торы), пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17-19) «Он сказал: я пришёл к вам. Поэтому я буду поступать согласно предписаниям Торы и пророков, бывших до меня. Я пришёл не умалить, но, наоборот, восполнить (или «исполнить). Истина, так угодно Богу: скорее небеса падут на землю, нежели отменится что-либо из закона Моисея. Всякий, умаляющий в нём хоть что-то, умалённым наречётся».
В тексте добавлено, что Иисус и его ученики всю жизнь соблюдали законы Торы. Впрочем, Павел не отрицает это: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Который родился от жены, подчинился Закону (Торе), чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5).
Павел наносит удар по Иерусалимской общине, приведя как пример историю с Агарь и Сарой, — хозяйка Сара прогнала свою рабыню Агарь, ибо двум женщинам нет места под крышей одного дома. Агарь – символически означает Тору, ритуальные заповеди, а Сара – это вера, духовное, горнее, свободное.  «Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал. 4:22-31).
В иудеохристианских евангелиях подчёркнуто подчинённое положение Иешуа перед Богом. Приводятся речения, демонстрирующие смирение, осознание собственной слабости, человеческий страх смерти и покорность Богу.
«Страдая перед лицом смерти, он как бы сгустки крови извергал из рта и был в поту и смятении».
О страхе Иисуса перед смертью написано и в Послании к евреям:
«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти…» (Евр.5:7).

Еврейская традиция различала три типа молитвы: просьба, крик и слёзы. Говорилось, что просьба произносится тихо, крик — громким голосом, а плач – громче всего (Moffat).
В трактате Абд-Джаббара содержится описание страстей Мессии в деталях, удивительно напоминающее евангелие от Иоанна:
«Римлянин Пилат, правитель римлян, арестовал Мессию, так как евреи клеветали на него, и передал его им. Те надели ему на голову терновый венец, посадили на осла задом наперёд и так возили всюду, чтобы сделать его наказание уроком для других. Они били его сзади, (а потом) приступали спереди и спрашивали, издеваясь: «Царь сынов Израиля, кто ударил тебя?» Испытывая сильную жажду от усталости и горя, которые были его уделом, смирил себя и сказал им: «Дайте мне выпить воды». Они взяли горький плод, выжали из него сок, смещали с уксусом и дали ему выпить. Он взял, думая что это вода, но когда распробовал горечь, выплюнул всё. Они же заставляли его это пить и терзали весь день и ночь. Когда же наступил следующий день – а это была пятница (день шестой), то они просили Пилата подвергнуть его бичеванию, что тот и исполнил. Тогда они взяли его, распяли и пронзили копьями, он же распятый на дереве креста, кричал, не переставая: «Боже мой, почему ты оставил меня! Боже мой, почему ты отказался от меня!» — пока не умер. (Тогда) они сняли его и похоронили».

Община иудеохристиан из трактате Абд ал-Джаббара была знакома с каноническими евангелиями и подвергла их критике:
«Было восемьдесят евангелий. Однако их число постоянно уменьшалось, евангелий становилось всё меньше, пока не оставили только четыре, написанные четырьмя (разными) людьми, каждый из которых в своё время составил евангелие. После него приходил другой, видел – несовершенно и составлял другое, по его мысли более точное и достоверное, чем евангелия другого (человека).
Итак, не было среди них евангелия на языке Мессии, языке на котором говорил он и его спутники, то есть на еврейском языке, языке Авраама, друга Бога, и других пророков, на котором им и другим сынам Израиля была открыта Книга Божья, и именно на этом языке Бог обращался к ним…
Тогда люди (иудеохристиане) сказали им: «Вы оставили язык из-за того, что ваши первые наставники стремились к обману в своих сочинениях, используя мошенничество, как поддельные цитаты. Ложь этих речений составляли они сами, но приписывали их другим людям, скрывая свои уловки. Они это сделали потому что стремились к главенству…
Однако у них есть евангелия, составленные четырьмя людьми, каждый из которых написал одно евангелие. .. (Евангелия) согласуются в одних пунктах и не согласуются в других, в некоторых (есть отрывки), которых нет в других. Там есть истории о людях-мужчинах и женщинах – из евреев, римлян и других которые говорят то и делают это. В них много нелепостей, фальши и глупости, а также явной лжи и противоречий. Всё это люди прилежно собирали и изучали. Однако человек, читающий евангелие, начинает при внимательном рассмотрении осознавать это. Есть там и кое-какие надёжные сведения о Мессии и его заповедях…
Знай, христиане этих сект (ортодоксы, яковиты, несториане) самые невежественные люди на свете в том, что касается Мессии, его истории и истории его матери, каждый из авторов этих евангелий узнал вещи, которые он записал, лишь спустя долгое после Мессии и после смерти его спутников со слов несведущих и плохо осведомлённых».
Иудеохристиане согласно этому отрывку обвиняют христиан в неточной передаче евангельских событий и даже намеренном их искажении, но с оговоркой, что в евангелиях содержатся и достоверные сведения. Это фраза свидетельствует о том, что они (иудеохристиане) обладали евангелием на еврейском языке, которое считали достоверным и с которым сравнивали известные канонические евангелия. Вероятно, община из которой вышли тексты, используемые в трактате Абд ал-Джаббара, была не «иудействующей» сектой, которую клеймили отцы Церкви, а преемницей первоначальной иерусалимской традиции.
«Уже при дверях беззаконный и нечистый пост иудейский. Не удивляйтесь, что я назвал этот пост нечистым: что делается против воли Божией, то сквернее всего, будет ли то жертва, или пост. Итак, чрез пять дней уже наступит беззаконный пост иудеев; а я за десять дней, или и больше, сделал вам предварительное увещание, чтобы предохранить от опасности ваших братьев… Если страждующий этою болезнью (иудейством) будет оглашенный, то да извержется из преддверия; если верный и посвященный, да будет отлучен от священной трапезы. Ибо не все грехи требуют только увещания и совета; нет, есть и такие, которые исправляются решительным и самым быстрым пресечением. Как более легкия раны уступают слабейшим лекарствам, а загнившия, неизлечимыя и губящия все тело требуют острия железнаго и огня; так и из грехов, одни имеют нужду в продолжительном увещании, а другие — в строгих обличениях». (Иоанн Златоуст, слово Второе).
Итак, иудеохристиане придерживались иной традиции в отношении евангелий, обычаев и преданий. Они обвиняли христиан в отступлении от ранней, истинной традиции Иерусалимской общины, основанной учениками Иешуа, связывая отступление с амбициями апостола Павла и ненавистью христиан-язычников к еврееям. Иудеохристиане соблюдали ритуальные заповеди Торы и считали Иешуа человеком, облечённым божественным духом, но не являющимся Богом.
Однако время доказало прозорливость Павла в отношении исполнения ритуальных заповедей Торы. Римляне и греки, презиравшие обрезание, будучи к тому же юдофобами, не восприняли бы новую религию, обременённую старыми, чуждыми греческому восприятию иудейскими культами. Ирония судьбы – Павел, говоривший о готовности быть отлучённым от Мессии за евреев, оказался отлучённым от евреев и даже от братьев иудеохристиан: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9:1-4).
Но даже Павел, говоривший об упразднении законов Торы, не собирался изобретать новые законы, традиции, праздники, посты, богослужения, которые позднее были введены христианами, отвергшими древние традиции иудейского богослужения, которых придерживались иудеохристиане. Он говорил о духовном законе, в котором нет ни иудея, ни эллина. Впрочем, такой универсальный закон — смерть для иудейского народа, который может выжить как этнос и быть носителем культуры и специфических генов только придерживаясь национальных традиций.
Павел  не видел различия в людях, имевших одного небесного Отца и получивших один Дух. Он не был понят своими братьями по плоти, но если бы увидел  с небес, что с его учением сделали так называемые христиане, повторил бы слова своего господина: «Многие скажут мне в тот день: Господин! Господин! не от твоего ли имени мы пророчествовали? и не твоим ли именем бесов изгоняли? и не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:2).

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s