На первый взгляд, история об изгнании торговцев удивительная, так как противоречит всему что мы знаем об Иисусе
Согласно сообщениям синоптиков — Матфея, Марка и Луки, Иисус вошёл в Храм и изгнал торговцев.
По дороге в Иерусалим его славили как царя Иудейского:
«Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мф. 21:9-10).
Иисус уверенно поднялся на храмовую гору и как обладающий полномочиями начал изгнание «продающих и покупающих»: «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 15-17).
На первый взгляд, история удивительная, так как противоречит всему что мы знаем об Иисусе.
Ведь согласно Евангелиям, Иисус ревновал о духовном храме, стремился к совершенству духа, ему не было дела до строений, созданных человеческими руками.
Иисусу были близки слова пророка Исайи и Соломона:
«Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66:1).
«Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3-Цар. 8:27)
Стефан, один из учеников Иисуса также разделял взгляды пророка Исайи:
«Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего” (Деян. 7:48-49).
Согласно Иоанну, Иисус говорит про духовное служение:
«Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:19-24).
Иисус с равнодушием взирает на красоту Храма, на дорогие приношения, так как видит бесперспективность подобных вложений: «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк. 13:1:2).
Тогда откуда ревность?
Возможно, отгадка кроется в Евангелии от Иоанна.
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. (Ин. 2:13-20).
Здесь указано время — 46 лет. Согласно Иосифу Флавию, Ирод начал строительство Храма на 18-ый год своего правления: «После стольких прекрасных сооружений Ирод приступил при начале восемнадцатого года своего царствования к невиданному дотоле делу, а именно к перестройке храма Господня» (Иуд. Др. 15:11-1). Выходит, этот диалог происходил в 29 году н.э. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62—64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году.
Более того, согласно Иоанну, единственному непосредственному свидетелю; «изгнание торговцев» произошло в самом начале служения Иисуса, но никак не в конце.
Я допускаю, что вначале своего пути к самосовершенствованию, галилейский проповедник действительно мог быть «ревнителем», беря пример с пророков Израиля.
«Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: “мы спасены”, чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь (Иер. 7:9-11).
Не отвергаю того, что он действительно возревновал, так как относился с большим пиететом к Храму. Об этом свидетельствует одна деталь из рассказа Марка о том, как Иисус не позволил «пронести через храм какую-либо вещь» (Мк. 11:16).
Согласно трактату Брахот, вход в Храм был воспрещён «обутым, несущим палку, сумку и т. д. Помещение храма не должно служить человеку сокращением пути» (Berakhot IX 5).
А если предположить, что операция «изгнание торговцев» носила аллегорический характер?
«Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1-Петра 4:17).
Итак, суд начинается с избранного народа, который сам по себе является Божьим храмом:
«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2-кор. 6:16).
Но даже если Иисус и не был «ревнителем», и его действие носило только аллегорический характер, вопрос происходило оно в начале или конце служения не решён, а для нас это имеет важное значение.
Попробуем изучить и сопоставить детали, возможно они нам помогут разобраться.
Синоптики использовали один источник информации, так как все трое повторяют одинаковую последовательность.
1). вошёл в Храм
2). выгнал продающих
3). выгнал покупающих
4). опрокинул столы меновщиков
5). опрокинул скамьи продающих голубей.
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Мф. 21:12).
«Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул…» (Мк. 11:15).
«И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих» (Лк. 19:45).
Последовательность действий Иисуса согласно Иоанну совершенно иная. Евангелист рассказывает детали о которых не сообщают синоптики: бич, жертвенные животные по мере значимости жертвы — волы, овцы и голуби. Также упоминаются деньги меновщиков.
1). увидел продажу жертвенных животных
2). увидел меновщиков
3). сделал бич
4). изгнал всех людей из Храма
5). изгнал овец и волов
6). рассыпал деньги меновщиков
7). опрокинул столы меновщиков
«И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин. 2:14-15).
Иоанн сообщает об абсолютно правильной, продуманной последовательности действий Иисуса. Изгнание людей, чтобы обезопасить их от бегущих волов. Потом выгоняет овец, чтобы они не пострадали от волов, а потом уже и самих волов.
Столь подробное и верное описание свидетельствует в пользу Иоанна.
Вполне возможно, евангелисты описывали не только биографию Иисуса, но, чтобы произвести сильное впечатление на читателей создавали литературный сюжет на реальной основе.
Триумфальный въезд в Иерусалим, признание иудейского народа, выкрики «осанна!». При поддержке ликующей толпы Иисус очищает Храм от скверны. Вполне в духе времени.
А вот согласно Иоанну, в Иерусалиме Иисуса мало кто знал, так как он ещё не совершил «удивительных дел в Иудее, но только в Галилее».
И вот теперь возникает вопрос: можно ли не имея поддержки народа зайти в Храм, и не встретив сопротивления храмовой охраны, изгнать оттуда торговцев, которые имели легитимное право на свою деятельность?
Однако вполне вероятно, что именно малоизвестность Иисуса позволила ему совершить акт насилия. Иудеи ожидали Мессию, поэтому действие Иисуса нашло одобрение среди ревнителей храмовой чистоты. Торговлю вели самые обычные купцы, честность которых была под сомнением. Шум, гам, крики восточных базаров были присущи и столь святому месту.
Храмовая площадь включала не только здание Храма, но и административные помещения, склады и рынки. Торговля в Храме предназначалась для паломников. Меновщики меняли монеты паломников на храмовый шекель, единственную принятую валюту.
Менялы находились у своих прилавков за три недели до начала трёх праздников, — Песах, Шавуот и Суккот.
Существует древнее предание, согласно которому на храмовой площади росли два высоких кипариса. Рядом с одним помещались четыре клети с чистыми, годными для жертвоприношений животными. У другого дерева — клетки с голубями предназначенными для жертвоприношения, количество которых «было достаточно не только для Храма, но и для всей земли Израиля» (J. Taanit IV 5). Говорят, что жертвенные голуби продавались не на храмовой площади, но на горе Цофим, по другую сторону ущелья Кидрон (Baer, or.cit., p.134,n 40. Klausner, op. cit., p.433). Но это мнение ошибочно, так как не было ни одной причины помещать менял так далеко от Храма. Археологические раскопки профессора Б. Мазара показали, что столы меновщиков находились в непосредственной близости от входа в Храм.
Можно предположить, что все правы: и синоптики, и Иоанн. Было два акта. Вначале служения и во время торжественного въезда в Иерусалим, о котором Иоанн не сообщил.
Но это звучит странно, ведь Иисус не подрядился каждый раз изгонять торговцев. И почему прошёл столь долгий период времени, почти три года от первого действия до второго? Неужели силы подкапливал? Вряд ли.
После попытки Иисуса очистить Храм, торговцы вновь вернулись на свои места, так как храмовая церемониальная служба без них невозможна. Иисус после этого не раз приходил в Храм и уже не пытался никого изгнать, возможно он был разочарован.
«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24:1-2).
Через сорок лет пророчество исполнилось, ибо что нельзя исправить подлежит уничтожению.