Неизвестный библейский отрывок

Месть царя Нахаша

Более подробный текст из Первой книги Царств, 11-ой главы, сохранился в маленьком отрывке, обозначенном как 4QSama и найденном в Кумране.

Знаменитый иудейский летописец Иосиф Флавий  подробно описал историю про царя Нахаша (Нааса), которая не вошла в общепринятую, масоретскую версию Писания.

«Спустя месяц после этого Саул снискал себе всеобщее уважение путем войны с аммонитским царем Наасом, который с огромным и отлично вооруженным войском двинулся на живших по ту сторону Иордана иудеев, причинил им массу зла и разрушил и покорил их города, причем не удовольствовался этими насилиями и жестокостями, но сумел коварною хитростью лишить этих евреев и в будущем возможности стряхнуть с себя его иго; дело в том, что он велел выкалывать правый глаз всем тем, которые сдавались ему на слово или которые попадали к нему в качестве военнопленных. Делал он это для того, чтобы лишить этих людей раз навсегда способности к военной службе, потому что левый глаз оставался у них в бою прикрытым щитом. Поступив таким образом с жившими по ту сторону Иордана евреями, царь аммонитский пошел походом также против галаадцев. Расположившись станом вблизи главного города последних, Иависа, он послал к ним послов с требованием немедленно сдаться ему на условии, в силу которого у каждого из них должен быть выколот правый глаз, и под угрозой, что в противном случае они подвергнутся осаде, а города их полнейшему разрушению; итак, им предоставляется выбор, желают ли они потерпеть ничтожное увечье или же совершенно погибнуть. В страшном смятении галаадцы не решались дать окончательный ответ, не зная, сдаться ли им или воевать с врагами, и просили о предоставлении им семидневного срока для того, чтобы они могли послать к своим единоплеменникам с просьбою о помощи: если последняя будет им оказана, говорили они, они готовы вступить в борьбу, если же они получат отказ, то сдадутся ему на требуемых им условиях.

Наас, не придавший большого значения силам галаадцев и их ответу, предоставил им просимую отсрочку и разрешил им обратиться за помощью к союзникам. Ввиду этого галаадцы отправили посольства во все города израильтян с извещением об условиях Нааса и о том затруднительном положении, в котором они очутились. Евреев это известие о стесненном состоянии жителей Иависа повергло в печаль и слезы, но страх пред врагами лишал их возможности, помимо этого, что-нибудь сделать в пользу своих соотечественников. Когда послы прибыли в город царя Саула и рассказали об опасности, угрожающей жителям Иависа, то и здесь население почувствовало такое же сострадание к печальному положению своих сородичей. И вот Саул, возвращаясь в город со своих полевых работ, нашел среди населения стон и вопль и, спросив о причине этой печали и такого смятения, узнал от послов все подробности. Тогда дух Божий обуял его, и он отпустил послов восвояси, обещав прийти к ним на помощь на третий день и разбить врагов еще до восхода солнца, для того чтобы дневное светило озарило их уже победителями и освобожденными от всяких страхов. Вместе с тем он оставил у себя нескольких послов для того, чтобы они могли ему послужить в качестве проводников в пути» (Иуд. др. кн.6; гл.5).

В начале этого пассажа, персонаж фигурирует под именем «Нахаш, царь сынов Аммона», а в продолжении как «Нахаш Аммонитянин». Такой способ представления царя полным титулом характерен для Писания.

Дополнительный материал в 4QSama не основан на библейском тексте и не преследует специальной цели. Поэтому его подлинность представляется весьма правдоподобной. Вероятно, этот дополнительный фрагмент в 4QSama был случайно пропущен на очень раннем этапе передачи текста, по ошибке переписчика. Также возможно, что данный отрывок был пропущен намеренно, по идеологическим соображениям, так как повествует о позоре, учинённом сынам Израиля, которые жили за Иорданом.

Переписчик 4QSama судя по почерку, был высокой квалификации, буквы четкие, строчки очень ровные. К сожалению, текст значительно пострадал от червей. Кожа, на которой выполнена запись, стала тёмно-коричневой, очевидно от мочи животных.

Кусок скрученной кожи бесценного текста пролежал до сентября 1952 года, пока не был обнаружен бедуинами-любителями под самым носом ученых-археологов, в самой знаменитой четвертой пещере.

Текст из книги Самуила 4QSama  был скопирован между 50-25 гг. до н.э., об этом свидетельствуют тип шрифта и данные углеродного анализа кожи.

Любопытно, что имя Давид דוד, в тексте из Кумрана пишется через букву йуд (דויד), хотя в более поздней масоретской версии, имя легендарного царя не содержит этой буквы.

Недостающий отрывок 4QSama позволяет восстановить текст, выпавший из масоретской версии Писания.

Аммонитский царь Нахаш (Наас), судя по найденному тексту, в наказание за бунт выколол правый глаз каждому мужчине из племени Гада и Реувена.

Бойцы с выколотым правым глазом теряют точность попадания из лука, становятся менее эффективными в бою.

Перевод Рами Юдовина

[ונ]חש מלך בני עמון הוא לחץ את בני גד ואת בני ראובן בחזקה ונקר להם כ[ול]

עין ימין ונתן אי[מה ופחד] על [י]שראל ולוא נשאר איש בבני ישראל בע[בר]

[הירדן אש]ר ל[וא נ]קר לו נח[ש מלך] בני עמון כל עין ימין רק שבעת אלפים איש

ויהי כמו חדש ויעל נחש ויעל נחש העמוני ויחן על יביש [גלעד]

[נסו מפני] בני עמון ויבאו אל [י]בש גלעד ויאמרו כול אנשי יביש אל נחש

[העמוני כרת] ל[נו ברית ונעבדך ויאמר א]ל[יה]ם נחש [העמוני בזות] אכ[רת לכם]

[И На]хаш, царь сынов Аммона, жестоко подавил сынов Гада и сынов Реувена, и он выбил в[сем] им

по правому глазу и поразил Израиль у[жасом и смертью]. Не осталось ни одного среди сынов Израиля за

[Иорданом, чей] правый глаз н[е был вы]бит Наха[шем, царём] сынов Аммона; кроме семи тысяч человек

[бежавших от] сынов Аммона и пришедших в [Й]абеш-Гилеад месяцем позже. Нахаш Аммонитянин поднялся и завоевал Йабеш-[Гилеад]), и все жители Йабеша сказали Нахашу

[Аммонитянину: «Заключи] с [нами союз, и мы станем твоими подданными.»] Нахаш [Аммонитянин сказал и]м, [Таким образом] заключу я [союз с вами] …

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s