Дом, сплетённый из ветвей и трав

Судя по предсказанию пророка Захарии, праздник Суккот будут справлять все племена земные:

«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника Суккот (кущей)». (Зах. 14:16).

Надеюсь, пророк ничего не перепутал, и увидел в своём видении паломничество туристов в Иерусалим, а не осенний хадж мусульман всего мира в Мекку.

Даже Иисус, который считал ритуалы второстепенным делом, регулярно посещал Иерусалим на праздник Суккот (Ин. 7).

Что же такого в этом празднике?

Слово «суккА» для нашего русского уха звучит довольно сомнительно, но в переводе с иврита оно означает — «куща», «шалаш».

В доме, сплетённом из ветвей и трав полагается находиться семь дней праздника, а через обязательные прорехи в потолке — взирать на ночное небо, звёзды и размышлять о бренности жизни.

Правда, сейчас мы способны лишь заказать готовую конструкцию для нашего шалаша, украсить её детскими рисунками, принести пластмассовые стол и стулья из «Икеи», патриотично выпить и закусить продукцией «Made in Israel».

Первое упоминание о празднике Суккот, содержится в книге Исход: «И праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (Исх. 23:16).

Книга Левит даёт несколько иное, пространное объяснение и заодно инструкции для правильного соблюдения праздника: «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 23:39-43).

Обычный праздник сбора урожая получил иное, более монотеистическое значение – память о скитаниях в пустыне.

Короче, помни и не забывай, кем ты был, а кем стал. Радуйся, что живёшь в квартире, а не в шалаше. Ты теперь полноценный городской житель каменного мешка со всеми вытекающими удобствами.

В Суккот принято произносить благословение над «арбаа миним» (четырьмя видами растений).

Этрог — прекрасный плод, обладающий вкусом и запахом, отождествлённый с деревом Citrus medica, изображение этрога даже отчеканено на монетах времен Хасмонеев.

Лулав – молодая ветвь финикового дерева.

Адас – мирт (Myrtus), приятно пахнущее растение.

Арава – ветвь речной ивы (Salix acmophylla или Salix alba).

Еврейские мудрецы, включая знаменитых хелмских, видят символическое значение «арбаа миним».

Этрог – евреи, знатоки Торы и исполняющие все заповеди.

Лулав – малопрактикующие, слабоватые теоретики Торы.

Адас – блестящие теоретики, но никудышные практики.

Арава — евреи «не пришей кобыле хвост», ничего не знают и заповедей не исполняют.

Однако, все четверо хотя бы на время праздника Суккот, становятся «один за всех и все за одного».

Лично у меня иное толкование «арбаа миним», (что не отменяет возвышенного объяснения мудрецов), так как первоначальный смысл праздника всё-таки связан со сбором урожая.

Этрог – прекрасный на вид, самый большой фрукт из цитрусовых, сочный плод земли Израиля, вырастить который требуются усилия и искусственное орошение.

Ветви финиковых деревьев говорят о теплом климате страны, крайне необходимом для роста финика, важнейшим продуктом в древнем мире.

Адас — символизирует горную растительность, орошаемую дождями, благословение Небес.

Арава — растет возле ручья, реки, водоёма. Облиственные ветви ивы идут на корм животным, особенно козам и овцам. Ива — ценный медонос. Символ отсутствия засухи.

Суккот, хаверим, сионистский праздник, единственный напрямую связанный с Эрец-Исраэль, требующий присутствия именно на этой земле, символом которой является Иерусалим.

Итак, все народы, будьте любезны посетить Иерусалим, согласно пророчеству Захарии.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s