Древние евреи, придерживались веры в одного Бога, или верили в существование иных богов?
Существует мнение, что древние евреи, отступив от язычества, со времён Моше (Моисея) стали придерживаться монотеизма (веры в существование только одного Бога).
Однако, это не вполне верно…
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:2-5).
Обратите внимание на фразу: לֹא-יִהְיֶה לְךָ אֱלֹהִים אֲחֵרִים (да не будет у тебя иных богов). Эта формулировка не означает отсутствия других богов, речь идёт о поклонении только своему Богу, Богу Израиля.
Такая идея называется «монолатрия» (служение верховному Богу, и запрет на поклонение чужим богам).
В Писании часто встречается титул Бога Израиля, например: וַאֲזַמְּרָה שֵׁם-יְהוָה עֶלְיוֹן [ воспою славу имени YHWH Всевышнему] (Пс. 7:18).
Если существует Высший Бог, значит существуют боги низшего порядка, которых следовало не только игнорировать, но и истреблять.
«Поступите так: их жертвенники – разрушьте, их священные камни – разбейте, дерева Ашеры – срубите, изваяния – сожгите!» (Втор. 7:5).
Сам Господь, вернее, Его проявление – ковчег Завета не терпит иных богов в Своём присутствии:
«И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и [обе ноги его и] обе руки его [лежали] отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона» (Первая книга Царств [Первая книга Самуила] 5:2-4).
Идея монолатрии прошла сквозь тысячелетия, её придерживался даже апостол Павел:
«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него» (1 кор. 8:5).
Пророк Исайя, один из немногих, кто выражает иную точку зрения:
«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис. 45:5).
«Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного» (Ис. 45:18).
Большинство иудеев верили в ангелов, простирались ниц пред царями, и воздавали им божественные почести.
На первый взгляд, это не противоречило заповеди о почитании единого Бога Израиля, так как ангелы и цари, судя по древним верованиям, — являлись исполнителями божественной воли:
«Даниил сказал: точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам (Книга пророка Даниила 13:55).
Более того, древние не делали различия между Богом и Ангелом:
«Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю. И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его. Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога» (Судей 13:20-23).
Однако, в Писании существует иной взгляд на природу ангелов:
«Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов 4:18).
Книга Бытие повествует о сынах Божиих (вер. ангелах), которые спали с дочерями человеческими:
«Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:2).
Апокрифическая книга Еноха развивает тему, подробно рассказывая о преступлениях ангелов, которые «преступили повеление Всевышнего Бога, и они связаны здесь до тех пор, пока не окончится тьма миров, — число дней их вины» (Ен. 4:33).
В древности самое широкое распространение имела идея политеизма (вера в разных богов). С одной стороны, она имеет некое преимущество, так как учит терпимо относится к иным верованиям, но с другой, — предметом поклонения становятся ничего не значащие вещи. Тем самым, происходит уничижение человека и ограничение его возможностей.
Монолатрия – идея не без недостатка, так как нетерпимо относится не только к иным богам, воззрениям, идеологиям. Она допускает почитание ангелов и царей, — поэтому, на мой взгляд, является отступлением от божественного предначертания, служащего развитию человечества.
Как мне кажется, самая продвинутая религиозная теория – это монотеизм, ибо учит не обращать внимание на несуществующие вещи. Единобожие не требует поклонения существам иной природы, или высшего социального статуса, так как человеческие устремления должны быть сосредоточены в высшей, недосягаемой, незримой точке.