Клей-хамас

К большому несчастью, история из Торы про «честь семьи» —  изнасилование дочери Яакова (Исраэля) Дины и месть её братьев — стала актуальной. 

Согласно главе «Ваишлах» праотец Яаков, купив участок поля возле Шхэма, расположился со своим кланом рядом с городом. Дина, его дочь от первой жены Леи, вышла погулять в город, посмотреть, по какой моде одеты местные девчонки. 

И увидел её Шхэм, сын князя города, очевидно не знающий отказа: «взял её, лежал с ней и принудил её» (Бер. 34:2).

Однако случилось странное — «наш Костя кажется влюбился». Хамор (отец Шхэма) пришёл просить у Яакова благословения на брак, так как Шхэм полюбил Дину, пообещав щедро одарить её отца.

Мы не знаем истинных причин, побудивших князя Шхэма вести переговоры с главой племени и братьями Дины. Вполне вероятно, они испугались мести за поруганную честь дочери Яакова. 

Согласившись с условиями Шимона и Леви, Хамор и его сын Шхэм убедили жителей города выполнить главное требование — совершить обрезание «и стать одним народом» для всеобщего блага.

Жители Шхэма недолго думая, согласились.

Мнения Дины, естественно, никто при этом не спрашивал.

На третий день, когда все мужчины города после болезненного обрезания были недееспособны, Шимон и Леви, «каждый взяв свой меч и напали на город уверенно, и убили всех мужчин. И Хамора и Шхэма, сына его, убили они мечом; и взяли Дину из дома Шхэма и вышли» (Бер. 34:25-26).

После этого «они забрали крупный и мелкий скот их и ослов их, и то, что в городе, и то, что в поле. И все богатства их, и всех детей их, и всех женщин их пленили, и разграбили всё, что было в домах» (Бер. 34:26-30).

Складывается впечатление, что авторы этого текста не только не осуждают поступок Шимона и Леви, но и осторожно пытаются его оправдать, оставляя за сыновьями Яакова последнее слово в споре с их отцом: «… вы сделали меня ненавистным для жителей этой земли… У меня мало людей, соберутся против меня, поразят меня и истреблён буду я и дом мой. Они же сказали: неужели как со шлюхой поступать ему с сестрой нашей» (Бер. 34:31).

Именно эти слова являются лозунгом такого понятия, как «честь семьи», для народов Ближнего Востока и Кавказа, кстати, выходцы из которого в древние времена переселились в Ханаан. 

Авторы Торы в тексте про изнасилование Дины используют слово «тимэ», означающее «осквернил».

Возможно не случайно, взятые в плен террористы ХАМАСа, отвечая на вопрос, зачем они пришли в израильские поселения, говорили: «осквернить девушек». Впрочем, к ХАМАСу мы вернёмся чуть позже. 

До сегодняшнего дня (особенно это заметно в смутные времена) многие полностью оправдывают поступок Шимона и Леви, не понимая, что этот ментальный код может сослужить очень плохую службу.

Наверно, стоит упомянуть, что в реальности Шхэм не был стёрт с лица земли. 

Более того, Писание нам рассказывает о близких связях между жителями Шхэма и сынами Исраэля. У Гидона, судьи Исраэля, от наложницы из Шхэма родился сын Авимелех — первый царь племён Исраэля: «и собрались все жители Шхэма и всего Бейт-Милло, и пошли, и поставили Авимелеха царём…» (Шоф. 9:6). 

Конечно же, поступок Шхэма, сына Хамора, является преступным, но, судя по законам Торы, вину можно было загладить — взять изнасилованную необручённую девицу замуж, заплатив отцу отроковице довольно приличную сумму (50 шекелей серебра) «и за то, что принудил её; не сможет развестись с ней до конца своей жизни» (Двар. 22:28-29).   

Шимон и Леви убили не только виновных, но и   огромное количество невиновных людей, причём подло и коварно, правда, авторы «Ваишлах» довольно мягко называют подобное действие «мирма» (хитрость).

Апокриф «Завет Леви», написанный примерно в первом веке до н.э., служивший своего рода ответом на угнетённое положение иудеев в подвластной Риму Иудее, считает резню жителей Шхэма богоугодным делом:

«И в то время открыл мне Ангел врата небесные, и я увидел Святой храм и Всевышнего на престоле славном. И Он сказал мне: «Левий! Тебе Я дал благословения священства, доколе Я, пришедши, не буду обитать в среде Израиля». Тогда Ангел низвел меня на землю, и дал мне щит и меч, и сказал: «Сотвори отмщение в Сихеме (Шхеме) за Дину, сестру твою, и я буду с тобою, ибо Господь послал меня» (Завет Левия, 5:1‑3).

Однако не всё так просто с резнёй в Шхэме. Тора сохранила для нас древнейший текст «Благословений Яакова своим сыновьям», в котором отец не много не мало проклинает своих преступных сыновей, употребляя слово «хамас». 

Да, вы не ослышались, и об этом «совпадении» с названием террористической организации стоит, по крайней мере, задуматься:

«Шимон и  Леви — братья, клей-хамас (орудия жестокого гнева) мечи их. В тайный совет их не войдёт душа моя, с обществе их не единись, моя честь! Ибо они во гневе своём убили мужей и по воле своей порезали жилы вола. Проклят гнев их, ибо силён; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Яакове и рассею их в Израиле» (Бер. 49:6-7).

В принципе, так и случилось, колено Шимона исчезло, а потомки Леви, не получив земельного удела, вынуждены были скитаться с места на место и жить за счёт подаяния представителей других колен, получая небольшую плату за исполнение религиозных обрядов.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.