Недавно произошло знаменательное событие — израильские солдаты помолились в древней синагоге Газы, известной своей удивительной мозаикой.
За два года до Шестидневной войны, на побережье Газы, египтяне решили построить развлекательный центр для своих офицеров. Во время рытья котлована ковш бульдозера наткнулся на камни какого-то строения.
Через некоторое время в прессе появилась заметка французского исследователя Лекрана, который утверждал, что в Газе была обнаружена церковь.
Профессор археологии Михаэль Ави-Йона, на основании полученных данных, дал опровержение: «В Газе нашли не церковь, а синагогу».
В 1967 году израильский археолог Ашер Овадья, проводивший раскопки в Газе, подтвердил гипотезу своего учителя.
Археолог определил, что здание площадью 831 кв. м. находилось за пределами защищённых городских стен. Речь шла о самом большом доме собрания в Эрец-Исраэль, уступавшем по величине лишь синагоге в Сардисе (совр. Турция).
Синагога в Газе была роскошной, однако мы рассмотрим основные артефакты: две мозаики. Одну можно увидеть в музее «Доброго Самаритянина», вторую — в Музее Израиля.
На одной мозаике абсолютно правильные и четкие формы различных животных и птиц. Художник изобразил медведя, павлинов, тигра, настигающего осла; львицу, кормящую детёныша; фламинго, зебру, жирафов, клетку с птицей. Возможно, мастер пользовался уже известными образцами и эскизами.
Благодаря надписи на греческом языке, мы знаем время строительства синагоги: «Мы, Менахем и Иешуа, сыновья покойного Иссея, торговцы лесом, в знак почтения к самому святому месту, подарили эту мозаику в месяце Лоос (июль-август), в 569 году (508 г. н.э.)». Иудеи Газы начали календарный отсчёт со времен Помпея (61 г. до н.э.).
Ещё одна мозаика — с изображением царя Давида — находилась у входа в синагогу.
Надпись на иврите «Давид» красноречиво свидетельствует о том, кто является главным персонажем. Интересно, что написание имени великого царя отличается от танахического «лишней» буквой йуд.
Царь Давид, согласно представлению художника, носил небольшую бороду, обладал выразительными глазами, был похож, судя по одежде, на византийского императора; на голове — корона, в руках арфа с четырнадцатью струнами. Рядом с Давидом изображены животные, мы можем разглядеть змею и льва.
К несчастью, вандалы из Газы разбили мозаичную голову, однако остались фотографии, по которым с относительным успехом удалось восстановить облик Давида.

Предполагается, что художник использовал популярный сюжет об Орфее, хорошо нам знакомый по греческой мифологии. Апполон подарил Орфею золотую лиру, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Орфей в качестве художественного образа был известен с первой половины VI в. до н. э.
Вместе с этим я бы обратил внимание на глиняный кувшин для пива из Мегидона (ХI-XII вв. до н.э.)
Мужчина держит в руках струнный инструмент, рядом с ним животные, обитающие на небе, на земле и в воде. В одном из псалмов Давида написано: «Все дышащее славит Господа» (Пс. 150:6). Речь идёт об очень похожем сюжете.
Согласно текстам Писания, молодой Давид играл на киноре (арфе), чтобы успокоить царя Шаула, страдавшего от ярости и меланхолии (1-Цар. 16:23). Вполне вероятно, что благодаря библейской традиции, связанной с древневосточной, а уж потом с греческой, и появилось в иудейской синагоге Газы изображение царя Давида, играющего на арфе.
