Праведный царь

Авторы Писания не считали возможным лебезить перед царями, так как главным критерием праведности была преданность YHWH (Имя Бога Израиля) и соблюдение законов Торы.

Великий Ахав, укрепивший и расширивший границы царства Израиля, не удостоился доброго слова, а Хизкияу (Езекия), во время правления которого произошли многие несчастья, назван самым благочестивым царём: «На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (II Мелахим; 4-Цар. 18:1-5).   

Согласно Писанию, царь Хизкияу провёл религиозную реформу по централизации культа, ликвидировал места поклонения, находившиеся вне Иерусалима, разбил памятные столбы, расправился со статуями богини Ашеры и даже не пощадил медного змея «Нехуштана», которого, по преданию, сделал сам пророк Моше (Моисей).

Возможно таким образом, вдохновлённый пророками, Хизкияу решил обрести защиту Бога Израиля в предстоящей войне за независимость от самой мощнейшей ассирийской империи, обладающей огромной профессиональной армией.

Иудейский царь не только уповал на защиту Бога, но и готовился к войне самым тщательным образом.

«Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся]. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Пар. 32:2-8).

Во время раскопок Иерусалима археологами была обнаружена мощная, стена более шести метров толщиной, предназначенная для защиты западного холма города. Частные дома, стоявшие на пути воздвигаемых городских укреплений, пришлось снести. Похоже, это не понравилось пророку Исайе, который устроил царю выволочку: «разрушает дома, чтобы укрепить стену» (Исайя 22:10). Однако речь шла о линии безопасности, поэтому пришлось нарушить законы о частной собственности.

Город может долго держать осаду, если обеспечен водой. Гихон — непересыхающий источник воды — был расположен за пределами городской стены. Царь отдал приказ пробить туннель в скале, чтобы получить доступ к источнику прямо из города.  Еврейские инженеры блестяще справились со сложнейшим заданием. Полукилометровый тоннель вырубили с такой точностью, что разница между уровнями воды в источнике и бассейне была не больше 30 см.

В 1884 году, внутри тоннеля была найдена Силоамская надпись — древний текст, сумевший передать драматический момент строительства:

«[Зак]ончен туннель. И вот история пробития его. Когда ещё [каменоломы ударяли] топором, друг (навстречу) другу, и когда ещё (оставалось) три локтя про[бить, слыш]ен стал голос одного, крич[аще]го к товарищу своему, ибо появилась трещина в скале — справа [налево.] И в день пробития (тоннеля) ударили каменоломы, каждый навстречу товарищу своему, кирка об [ки]рку. И пошли воды от источника к водоёму двест[и и] тысяча локтей. И с[т]о локтей была высота скалы над головами каменолом[ов]» (перевод Рами Юдовина).

Библия свидетельствует о чрезвычайной важности этого сооружения, что подтверждено археологическими фактами:

«Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских». (4 Царств 20:20).

 Булла с надписью: «Принадлежит Хизкияhу (сыну) Ахаза, царю Иудеи«
Фото: אוריה תדמור | Еврейскийуниверситет. Эйлат Мазар

Решение Хизкияу порвать с вассальной зависимостью от ассирийской империи было крайне рискованным. Иудейский царь захватил территорию филистимлян, находившихся под защитой Ассирии.

Разгневанный ассирийский царь Синнахериб (Сеннахирим) лично возглавил поход, чтобы наказать мятежного иудейского царя.

Под напором ассирийцев пал крупнейший город-крепость Лахиш.

Осада Лахиша и его завоевание профессиональной армией ассирийского царя Санхерива в 701 году до н. э. является документированным, доказанным фактом. Большой рельеф на стене царского дворца в Ниневии показывает общий вид Лахиша и его осаду: пленение, жестокие казни и изгнание жителей.

Ассирийский рельеф захвата Лахиша раскрывает течение событий одним кадром. Он показывает жестокую битву у городских стен, ассирийские осадные насыпи, по которым они выдвинули свои тяжело вооруженные тараны под стены крепости. Защитники города отчаянно отбивались, пытаясь помешать таранам приблизиться к стенам. Они бросали факелы, пытаясь поджечь боевые машины, а ассирийцы поливали тараны водой, лахишцы поднимали крепкими цепями ударные бревна (кстати, звенья от одной такой цепи найдены в ходе археологических раскопок Лахиша). Ассирийские лучники, стоя за таранами, засыпали стены стрелами, а иудейские воины отстреливались. Но вся подготовка города к обороне и героическая борьба были тщетны. Осажденных вывели из города, а пленных воинов насадили на копья. Из города вынесли добычу, в том числе и священные сосуды для религиозных обрядов.

Рельеф выполнен в Ассирии по подготовительным рисункам, сделанным непосредственно во время боевых действий художником — мастером своего дела, который наблюдал за происходившим из ассирийского лагеря.

Фото Рами Юдовина. Музей Израиля. «Фрагмент ассирийского барельефа «Захват Лахиша»

Падение Лахиша сломило дух Хизкияу, он признаёт свою вину, отправляет Синнахерибу все свои богатства, чтобы тот не трогал Иерусалим (4-Кн. Царств 18:14-16).  

Ассирийские хроники подробно рассказывают о тех событиях. Представляет значительный интерес внебиблейский текст, датированной 691 годом до н. э., в котором упоминается имя иудейского царя, Иерусалим, спецподразделение «Орев». Совпадает в точности с библейским сообщением сумма золотых талантов и многое другое.

«А (в отношении) Хазакияу Яудея, который не покорился игу моему, осадил я сорок шесть его городов, города-крепости и маленькие города вокруг них, которым нет числа. (Посредством) осадных валов, и мощью осады, нападением пеших воинов,(через) подкопы и разломы в стене, и взбираясь по осадным валам захватил их.
150200 человек, малого и большого, мужчин и женщин, коней, мулов, ослов, верблюдов, крупного и мелкого скота без числа, вывел я из городов, а их города предал на опустошение.
А его запер как птицу в клетке, внутри Урсалима, города царствования его и окружил город и выход города сделал мерзостью. Города его, которые разграбил, вырвал из земли его, отдал их в подарок царю Ашдода, для Пади царя Экрона,и Цельбааля царя Азы,уменьшил его землю. Прежнюю дань, дары возложил на него. И самого Хазакияу ошеломило великолепие царства моего и он послал за мной в Ниневию, город царства моего. «Урев» и избранное подразделение его, которое привёл в Урсалим-город царства его, для защиты его, послал 30 талантов золота, 800 талантов серебра, лучшую краску для ресниц, огромные каменные блоки, кровати из слоновой кости, шкуру слона, бивни, дерево уши, буковое дерево, и всякие драгоценности, льняные одежды, пурпур, багряницу, медные орудия, железо, бронзу, олово, колесницы, латы, коршунов, броню, железные мечи, пояс, луки и стрелы, дочерей своих и наложниц своих, музыкантов и певиц. И посланника отправил ко мне (договорится) о выплате дани, и продолжении полного подчинения (мне)
».

Вероятно, Синнахериб обманул Хизкияу — получив дань, он не отступил от Иерусалима, решив наказать строптивого иудейского царя.

Однако произошло странное событие. Согласно библейскому сообщению, чудесное избавление последовало той же ночью:

«И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19:35-37).

Удивительно, что знаменитый древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.) косвенно повторяет библейскую версию событий.

«Когда они (армия Синнахериба) прибыли в Пелусий, то ночью на вражеский стан напали стаи полевых мышей и изгрызли их колчаны, луки и рукоятки щитов, так что на следующий день врагам пришлось безоружными бежать и множество врагов пало» (История. Книга II Евтерпа 141-157).

Несмотря на божественную защиту Иерусалима, который действительно не пострадал в отличие от других городов, Иудея не избавилась от ассирийского ига, однако это не мешало ей процветать, особенно в годы правления нечестивого царя Менаше, сына праведного Хизкияу. 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.