Свиток Эстер — библейская загадка

Пурим, столь любимый израильской молодёжью, в отличие от других «красных дней календаря», не упоминается в Торе.

Возможно, это обстоятельство снижает его «святость», но не радость от самого весёлого праздника еврейского народа.

Тель-авивский карнавал ничем не хуже венецианского, а по яркости красок не уступает бразильскому. 

В канун праздника религиозные иудеи стараются не есть и даже не пить.  «Таанит-Эстер» — не слишком строгий пост, если, не дай Бог, болеешь, воюешь или женишься, можно его игнорировать.

Желательно обновить в памяти «Мегилат-Эстер» — увлекательный рассказ о том, как злодей Аман чуть не устроил Холокост еврейскому народу на 2500 лет раньше, чем Адольф. 

Принято угощать близких вкусняшками, раздавать сладости нуждающимся. 

Нечто похожее мы наблюдаем, когда после очередного убийства израильтянина, палестинцы раздают всем подряд традиционные арабские сладости.

Вот только у нас и у них повод разный. Мы радуемся, что нас не убили, а они — наоборот. 

Рекомендуется закатить на Пурим веселый пир, даже напиться до беспамятства, чтобы не отличать добро от зла — праведные слова Мордехая от злодейских слов Амана. 

Хотя многие и без вина путают тьму со светом, горькое со сладким, зло с добром. Впрочем, праведность Мордехая, с точки зрения современной морали и нашего уголовного кодекса, попадает под статью о превышении самообороны, как минимум: «И остальные иудеи, которые в областях царских, собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою и покой, и убили из врагов своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей» (Св. Эстер 9:17).

Суть Пурима сводится к тому, что враги хотели нас убить, у них ничего не вышло, отличный повод не только хорошо поесть, но и напиться. 

На данный момент события, изложенные в книге «Эстер», не находят исторического подтверждения. Речь идёт о красивой легенде, возможно имеющей реальную подоплёку, отдалённо напоминающую прекрасное повествование, созданное в иудейской диаспоре Персии.  

Мы видим гениальный мотивирующий сюжет, который мог бы стать украшением любой театральной сцены, ибо в нем есть все необходимые элементы. 

Качественная литература должна быть увлекательной, волнующей, интригующей. Она должна погрузить читателя в придуманный автором мир. В гениальных книгах выдумка является не только отражением нашего мира, но и прообразом будущего, в том числе трагического.

Свиток Эстер (Эсфирь) — единственный библейский свиток, в котором не упоминается Имя Бога Израиля. Нам Его не показывают. Может быть, автор действительно задумал театральную постановку, в которой не могло быть такого действующего лица, как Господь, из-за запрета изображать Бога Израиля.

Пришлось выкручиваться. Театральные постановки в то время уже существовали, в древней Греции они были особенно популярны.

Благодаря писательскому таланту, мы чувствуем присутствие Провидения, проявляющееся в благословении главных героев, у которых всё получилось.

В тексте подробно и точно описаны характерные персидские элементы: пиры во дворцах, питье из стеклянной и золотой посуды, сады, евнухи, конкуренция между наложницами, пытающимися очаровать царя. Интересны подробности, например, о тайном отряде соглядатаев под названием «Глаза царя». Ну и конечно, персидская казнь через повешение.

Автор книги Эстер, подобно Шекспиру, был отлично знаком с дворцовым укладом и этикетом, как будто всё видел собственными глазами.  

Два еврея: Мордехай и его племянница Эстер, как и большинство иудеев диаспоры, не спешили возвращаться в Иерусалим. 

Их имена не еврейские, похоже, не только в СССР, но и в древней Персии они хотели затеряться среди местных жителей. Их имена посвящены двум персидским божествам – Мардуку (Мордехай) и Астарте (Эстер).

Похоже, писатель намекает, что еврей может носить какое угодно имя, переодеться в кого угодно, даже сменить религию, но он всё равно останется иным. А если забудет, то такие, как Аман, ему обязательно напомнят, чтобы не забывал о своих корнях и задумался о своём предназначении и судьбе.

Кстати, если бы выучили урок праздника Пурим, то мы более доброжелательно относились бы к евреям иного вероисповедания. 

Аман решил возложить коллективную ответственность за «вину» Мордехая на всех представителей его племени.

Жена персидского царя, по имени Эстер, рискуя собой, спасла свой народ. Но спасение пришло не от Астарты, а от Бога Израиля, Который «hэстер паним» (сокрыл лик). Совпадение звучания персидского имени Эстер и еврейского слова «hэстер» очень удачно. 

В нашей жизни мы не видим явного божественного вмешательства, но Провидение стоит за народом Израиля, не позволяя врагам стереть его с лица земли. 

Рассказ был призван вселить надежду в евреев, которые, на первый взгляд, потеряли связь с Богом Израиля, так как к тому времени исчез институт пророков.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.