Десять заповедей — это концентрация основных правил, определяющих повседневную жизнь сынов Израиля. Заповеди являются знамением между Господом и сынами Израиля, начертаны перстом Бога на каменных скрижалях и помещены в Ковчег Завета (Исх. 31:18; 32:16; Втор. 10:5).
Можно предположить, что десять заповедей имели в первоначальном варианте более краткую форму, но со временем были расширены за счёт толкований. Пример двух вариантов заповедей мы находим в Исходе 20 и Второзаконии 5, особенно это ярко выражено в заповеди о субботе. В Исходе 62 слова, а во Второзаконии 89.
Соблюдение десяти заповедей не связано с каким-либо местом, государством, уголовным правом, не обозначено наказание за их нарушение кроме предполагаемой божественной кары. Они обращены и к народу, и каждому конкретному человеку. Заповеди были начертаны на двух скрижалях. Если поделить заповеди на две группы, то видно, что первая часть повелений говорит об отношении человека к Богу, вторая — об отношении человека к человеку. Повелительная форма «делай — не делай» свойственна скорее морали, а не области права.
Первая заповедь начинается «Я, YHWH, Бог твой». Представление себя в первом лице в начале текста было распространено на Древнем Востоке, например в документах семитских царей (см. стела Меша). Это своеобразная авторитетная подпись, только не в конце текста, а в начале.
Первая заповедь говорит о запрете поклоняться другим богам.
Вторая — о запрещении создавать обожествлённое изваяние. Вряд ли эта заповедь накладывает запрет на художественное творчество, так как сыны Израиля в пустыне создавали изображения (Исх. 25:18).
Третья заповедь говорит о запрете попусту произносить Имя Бога или клясться этим Именем, чтобы не нарушить святость Имени. Однако Имя Бога, судя по многочисленным документам эпохи Первого Храма, не было запрещено упоминать. Тотальный запрет происходил постепенно, пока не принял абсурдные формы. Теперь мы можем лишь предполагать, как звучало Имя.
Четвёртая заповедь повествует о субботнем покое. День покоя раз в неделю, насколько известно, не имел аналогов в древнем законодательстве. Установление еженедельного дня отдыха для всех членов общины, включая рабов, беспрецедентно.
В книге Исход 20:8 «помни день субботний» употребляется слово «зкор», имеющее значение «помни, вспоминай, сообщай, думай о чём-нибудь», т. е. речь идёт о мыслительном процессе. Во Второзаконии 5:12 «храни день субботний» — не «зкор», а «шмор», «охраняй, оберегай, соблюдай, выполняй» — обязательство.
Причина соблюдения субботы в двух местах Писания отличается. В одном случае следует помнить о субботнем покое, ибо Бог Израиля «отдыхал в день седьмой», сотворив за шесть дней небо и землю (Исх. 20:11).
В другом — соблюдать субботу в честь освобождения от египетского рабства, так как не работа делает человека свободным, а субботний покой (Втор. 5:15).
На древнем Востоке число семь считалось совершенным и святым. Семь дней продолжался свадебный пир (Быт. 29: 27-30; Судей 14:12); дни траура длились семь дней (Быт. 50:10); дней нечистоты тоже было семь (Лев. 12:2).
В повествовании «Дворец для Баала» говорится, что дворец строился в течение шести дней, и в день седьмой был построен:
«С гор Ливана были доставлены кедры. Работающий руками развёл огонь. Шесть дней горел он, а на седьмой заготовленное серебро превратилось в плиты».
В Месопотамии был религиозный календарь, в котором месяц делился по семь дней. Приносили жертвы в седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой день определённого месяца. В эти дни предписывается человеку поститься, воздерживаться от наслаждений, важных дел.
Пятнадцатый день месяца назывался на аккадском «Шабатту». Этот день служил днём примирения богов жертвами.
Шаббат (суббота) в Торе имеет другое значение — день покоя от трудов, хотя совпадение в названии аккадского Шабату и ивритского Шаббат вероятно не случайно.
Пятая заповедь, «Чти отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую YHWH, Бог твой, даёт тебе» (Исх. 20:12), говорит о проявлении заботы к родителям. Во Второзаконии 5:16 содержатся слова, которых нет в варианте аналогичной заповеди Исхода 20:12: «… и чтобы тебе было хорошо». В законодательстве древнего Востока также существовали законы о почитании родителей. Например, в законах Хаммурапи: «если сын ударил отца, то ему должно отрубить руку» (пар. 195).
Возможно, эта заповедь связана с почитанием мёртвых предков, которое имеет магическую причину: «чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12).
Люди верили, что духи предков не только защищали их от жаждущих крови злых духов, но и давали силу противостоять врагам. Очевидно, древние считали, что голодные души могут наброситься на домочадцев, не приносящих еду на могилу и не возливающих масло на стелы —вместилище для душ.
Шестая заповедь «не убивай» говорит о запрете на убийство невинных. Глагол «рацах» упоминается, как правило (кроме Чис. 35:30), в Писании в случаях убийства невинных (3 Цар. 21:19; Иер. 7:9 и т. д.). Вряд ли подразумевается тотальный запрет на убийство, так как это плохо согласуется с последующими законами о наказании за преступления (Исх. 21-12; 21-14 и т.д.).
Седьмая заповедь «не прелюбодействуй» говорит о запрете на половую связь с замужней женщиной. Глагол «нааф» используется в Писании в случаях половой связи мужчин с замужними женщинами: «и прелюбодействовали (наафу) с жёнами ближних своих» (Иер. 29:23).
Филон Александрийский помещает заповедь «не прелюбодействуй» перед заповедью «не убивай», как в Переводе Семидесяти Второзакония: «Не прелюбодействуй. Не убивай. Не кради». В Исходе: «Не прелюбодействуй. Не кради. Не убивай». И в папирусе Неша, и в Евангелии от Луки 18:20, и в Послании к Римлянам 13:9 «Не прелюбодействуй» предшествует «Не убивай».
Вероятно, у Иеремии 7:9 фраза «Вы крадёте, убиваете, прелюбодействуете» приводится в обратном порядке, и если это предположение верно, то в варианте пророка: «Не прелюбодействуй. Не убивай. Не кради» было то же, что в Переводе Семидесяти, папирусе Неша и в Новом Завете.
Восьмая заповедь запрещает воровать. Предполагается, что речь идёт о воровстве людей, которых продавали в рабство. Впрочем, понятно, почему иудейские раввины решили именно так объяснить эту заповедь.
Девятая — говорит о запрете лжесвидетельства, так как это преступление может обрушить на голову невинного человека беды и несчастья.
Авторы Писания считают одним из самых страшных преступлений —убийство Навота, против которого лжесвидетельствовали двое отъявленных негодяев.
«… и подсадите двух мужей, отъявленных, напротив него, и пусть свидетельствуют, сказав: проклинал ты Бога и царя, и выведут его, и забросают его камнями» (3-Цар. 21:9).
Десятая: «не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ни чего, что у ближнего твоего».
В книге Исход «желать» выражено словом «хамад», означающим «пожелать», например: в Притчах 6:25 «Не пожелай красоты её в сердце своём».
Во Второзаконии для описания желания заполучить дом ближнего употребляется слово «таава», имеющее то же значение «желать, возжелать», но с оттенком страсти, не обязательно греховной, т. е. страстное желание (Притчи 13:2).
Стиль десяти заповедей напоминает ритуал заключения союза между царём и его подданными, который возлагает обязанности на своих подчинённых. Заповеди были выгравированы на двух скрижалях, которые служили свидетельством союза между Богом и людьми.
Похоже, десять заповедей были отобраны священниками из свода законов Торы, но традиция донесла до нас историю о даровании скрижалей, которые были положены в ковчег Завета. Правда, мы не знаем, какой первоначальный текст был выгравирован на них. И не знаем, отличались ли заповеди на первых плитах, разбитых Моисеем в гневе, от текста на вторых скрижалях, если, конечно, допустить, что эта история вообще существовала.
