Каждая из книг Пятикнижия (Торы) имеет своё название. По Септуагинте: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Согласно иудейской масоретской традиции: «В начале», «Имена», «И воззвал», «В пустыне», «Слова». Септуагинта даёт названия согласно сюжету книги. Масоретская – по начальным словам текста каждой книги.
Религиозные иудейские и христианские традиции приписывают авторство Торы Моше, который, как предполагается, жил в XIII веке до н.э.
Знаменитый философ Спиноза подвергнул сомнению этот постулат, ибо обнаружил в Торе информацию, противоречащую сложившемуся мнению.
«В этой земле тогда жили хананеи» (Быт. 12:6). Автор Торы рассказывает о хананеях как о предмете былого. Во времена Моше, и позднее, хананеи владели территорией, ставшей впоследствии землей Израиля.
«Вот цари, царствовавшие в земле Эдома, прежде царствования царей у сынов Израиля» (Быт. 36:31).
Как известно, эпоха царей Израиля началась с Шаула (Саула), который был первым значимым царём Израиля.
«Вот слова, которые произнёс Моше всему Израилю по ту сторону Ярдена» (Втор. 1:10.
Чтобы написать «по сторону», нужно находиться на «этой» стороне.
Любопытна история про ложе Ога, царя Башана (Голанские высоты и гора Хермон), в которой говорится об огромной кровати, выставленной в качестве диковины на всеобщее обозрение в Раббе (Раббат-Амон; совр. Амман).
Автор обращается к своим современникам, подкрепляя историю про легендарного великана Ога известным артефактом, который попал из Башана в Раббу после завоевания сынами Израиля Башана: «Вот одр его, одр железный, он ведь в Раббе…» (Втор. 3:11).
«И на Сэире жили хореи, но сыны Эсава прогнали их и истребили их, и поселились вместо них, как поступил Израиль с землёй наследия своего, которую дал им Господь» (Втор. 2:12).
Согласно Писанию, завоевание Ханаана было после Моше, поэтому эту фразу, как и вышеприведённые, он не мог написать.
В научной среде сложился общепринятый консенсус, согласно которому Тора представляет собой текст, составленный из нескольких источников, написанных разными людьми в разные периоды времени.
Вместе с этим некоторые библеисты (как в США, так и в Израиле) подвергают сомнению этот консенсус, так как не представляется возможным отделить один источник от другого.
Тем более что некоторые законы Торы появились во время периода кочевой жизни и носят отпечаток древнейшего предания. Об этом свидетельствует описание лагерных стоянок, правил поведения, пригодных только в специфической местности — в пустыне.
Возможно, мы никогда не узнаем, когда и кем было написано, вернее составлено, Пятикнижие. Но мы можем увидеть источники, на которые не только ссылаются авторы Писания, включая книги Торы, но и цитируют их.
Эти эпические тексты, к сожалению, не дошли до нас. Давайте их перечислим.
«И взял Книгу Завета и прочитал вслух народу» (Исх. 24:7).
«Поэтому и сказано в Книге войн Господних» (Числ. 21:14).
«Не это ли написано в Книге Праведного: стояло солнце среди неба и не спешило к западу целый день» (Ис. Нав. 10:13).
«И сказал, следует обучить сынов Иеуды (стрелять) из лука, ибо так написано в Книге Праведного» (2-Цар. 1:18).
Авторы Хроник ссылаются на известные им источники:
«Книга Деяний Шеломо (Соломона)» (3-Цар. 11:41).
«Летописи Царей Израиля» (3-Цар. 14:19).
«Летописи Царей Иудеи» (3-Цар. 15:23).
«Слова Шемуэля провидца», «Слова пророка Натана», «Слова предсказателя Гада» (Хроники 1 29:29).
«Слова пророка Шемайи», «Слова предсказателя Иддо» (Хроники 2 12:15).
Авторы Писания сами же подчёркивают, что вносили в летопись имеющиеся в их распоряжении разрозненные тексты: «И прочие дела Йеошафата — первые и последние, — описаны в «Словах Йеу, сына Ханании» (Хроники 2 20:34).
Очевидно, упоминание вышеприведённых источников имело авторитет среди читателей и свидетельствовало об истинности написанного.
В Тору вошли древнейшие тексты, например, отрывок из «Песни Мирьям» (Исх. 15:21); хвалебная песнь Моше (Исх. 15:1-18), которые по стилю не слишком отличаются от ханаанской поэзии середины XIV в. до н.э.
Вполне возможно, что некоторые месопотамские правовые принципы, появившиеся за сотни лет до рождения Моше, стали органичной частью Торы. Например, формулировка «око за око, зуб за зуб, перелом за перелом» впервые появилась в Законах Хаммурапи: «Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость» (§ 196-197).
Впрочем, есть существенная разница. В Торе строгому наказанию подлежат покусившиеся на человеческую жизнь, а в Законах Хаммурапи — на имущество.
Несмотря на традиционную версию авторства Торы, в самой Книге ничего не говорится об авторе. Это анонимное сочинение начинается с истории зарождения мира и заканчивается смертью Моше, главного героя этой книги. Впрочем, книга Йеошуа бин-Нуна (Иисус Навин) — абсолютно органичное продолжение Пятикнижия, написанное в точно таком же стиле.
Тора упоминает Моше в третьем лице около 600 раз, но ни разу не идёт повествование от самого пророка, кроме прямой речи: «Повелел Моше левитам, сказав: Возьмите эту Книгу Закона (Торы) и положите в ковчег…» (Втор. 31:25-26).
Скорее всего, под Книгой Закона подразумеваются условия договора между Богом и народом Израиля, написанные в стихотворной форме: «Итак, напишите эту песнь, и научи ей сынов Израиля…» (Втор. 31:19).
В Торе Моше назван самым скромным из живущих на земле (Чис. 12:3). Вряд ли скромный или кроткий человек будет о себе так говорить.
В конце последней книги Пятикнижия рассказывается о последних днях Моше, о месте «погребения, которого никто не знает до сего дня» (Втор. 34:6).
Фраза «до сего дня», которая неоднократно упоминается в Писании, свидетельствует о времени написания текста и ни о чём другом более.
«И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Господь знал лицом к лицу» (Втор. 34:11).
Для подобного рода уверенного утверждения должно пройти очень много лет, чтобы сравнить Моше с другими пророками Израиля.
Итак, Тора — собрание текстов разных периодов времени, порой противоречивых, в которые вошло, по мнению её составителей и редакторов, самое важное и необходимое народу Израиля.
Существует версия, что Тора была написана при царе Йошияу (VII век до н.э.), когда священник Хелкия якобы «нашёл книгу Торы в доме Господнем» (4-Цар. 22:8). Царь, услышав слова этой Книги, разорвал свои одежды, ибо понял, что бедствия, которые постигли народ Израиля, связаны с гневом YHWH (Бог Израиля) за преступления перед Ним, главное из которых — служение иным богам (4-Цар. 22:13-17).
Очевидно, до этого праведный царь никогда не слышал о Торе. Но ладно царь, так ещё и священник Дома YHWH до того, как «случайно» нашёл Учение, ничего не знал о нём. И несмотря на долгую эпоху «нечестивца» Менаше, предшественника Йошияу, странно, что никто не был знаком с самой главной Книгой. Тора Моше не могла быть никому не известным текстом в одном экземпляре.
Мы не знаем, что в точности содержалось в той версии Торы, которую «нашёл» первосвященник. Скорее всего, текст о благословении и проклятии, строгий запрет идолопоклонства, приказ соблюдать Песах, повеление уничтожить всех вопрошающих мёртвых, колдунов и искоренить культы чужих богов (4-Цар. гл. 22; гл. 23).
Возможно, Пятикнижие было составлено писцом Эзрой (V век до н.э.), благодаря которому, по мнению иудейских мудрецов, Тора не была забыта. Он провёл большую редакторскую работу, собрав, насколько ему позволил талант и интеллект, из многочисленных разрозненных текстов единое повествование, над загадкой которого мы бьёмся и по сей день.
