Мне бы хотелось рассказать об апокрифах — священных книгах, не вошедших в общепринятый канон, и начать с важнейшего текста периода Второго Храма. Речь пойдёт о Пятикнижии, только не Моисея, а Ханоха (Еноха) — самого загадочного героя Писания.
Прежде всего несколько слов о сфарим хицониим — «книгах, оставшихся снаружи».
Канон формировался в течение 400 лет, за это время были написаны книги, вошедшие в Танах. Иудейские мудрецы после разрушения Второго Храма провели тщательную работу по «канонизации», решив, что «24 книги и не больше».
Все остальные книги были признаны «еретическими». Авторитетный законоучитель рабби Акива (второй век н.э.), согласно Вавилонскому Талмуду, сказал, что не только за чтение, но и за хранение сфарим хицониим «нет доли в будущем мире».
По иронии судьбы, благодаря христианскому канону, сохранились апокрифы — прекрасные литературные тексты, некоторые из них по силе слова и мудрости являются жемчужиной человеческой мысли. Апокрифы повествуют и о важном периоде еврейской истории — войнах Маккавеев.
Кроме апокрифов существуют псевдоэпиграфы — книги видений, тайных знаний, приписываемые самым почитаемым героям. Тексты этого жанра не были канонизированы западными христианскими богословами, однако эфиопская церковь, из-за своей обособленности и географического положения, почитала книгу Ханоха и к, великому счастью, сохранила её.
Составителям псевдоэпиграфов важно было не только сохранять анонимность, но и придавать своим откровениям особый статус, чтобы привлечь внимание читателей к авторитетному имени, в нашем случае — к Ханоху.
Он упоминается в книге Бытия: «И ходил Ханох с Богом и не стало его, ибо Бог взял его» (Быт. 5:24).
Фраза «лаках ото» (взял его) дала пищу для воображения древним толкователям. Они посчитали, что речь идёт не о смерти праведника, а о его переселении (в теле) на небо.
В апокрифической книге Премудрости Иеошуа, сына Сиры (III-II вв. до н.э.), написано: «Не было на земле подобных Ханоху, ибо он был взят небо» (Сир. 44:16). Данный пассаж сохранился на иврите (рукопись из Каирской генизы).
В Новозаветном Послании к евреям, приписываемом апостолу Павлу, то же самое: «Верою Енох был переселён так, что не видел смерти, и не стало его, ибо Бог переселил его» (К Евр. 11:5).
Книга Юбилеев (II в. до н.э.) поддерживает легенду о Ханохе, наделяя его особым статусом: «Ибо они стали смешиваться, чтобы оскверняться с дочерьми человеческими. И Енох дал свидетельство против всех них. И он был взят из среды сынов детей человеческих, и мы привели его в рай Эдем к славе и почести. И вот здесь он записывает суд и вечное наказание, и всякое зло сынов детей человеческих» (Юбилеев 4:24).
Согласно 4Q 227, отрывку КнигиЮбилеев на иврите, найденному в Кумране, Ханох возвратился «на землю, в среду сынов человеческих и свидетельствовал против них и также против а-ирим (стражей, наблюдателей), и он описал всё … небеса и пути небесных тел, и месяцы, чтобы не впали в ошибку праведники».
Итак, Ханох зафиксировал преступления потомков падших ангелов и людей, но самое главное — он владел особым сокровенным знанием, которым поделился с избранными.
«О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»» (Новый Завет. Посл. Иуды 1:14-15).
Пятикнижие Ханоха — это источник мистической иудейской книги Зоар.
Книги Ханоха создавалась на протяжении трёх столетий, самые ранние её части относят к IV-III вв. до н.э. Она старше книги Даниэля, вошедшей в Писание.
Для многих иудейских общин мистического толка, особенно таких как кумранская, откровения «седьмого от Адама» являлись истиной.
А вот о содержании этого загадочного произведения мы расскажем в следующей части.
Ханох состоит из пяти частей.
Книга Стражей (дословно наблюдателей) (гл. 1-36)
Книга образов (гл. 37-71)
Книга движений небесных светил (гл. 72-82)
Книга видений (гл. 83-90)
Книга посланий (гл. 91-104)
Каждая из книг имеет свои стилистические особенности, написана в разное время разными людьми. Объединяющий фактор — авторство, приписанное Ханоху.
Первая книга (не позднее III в. до н.э.), очевидно, была очень популярна.
Основной ее мотив — Апокалипсис — откровение о конце света и суде над праведниками и грешниками.
«Святой Всевышний выйдет из жилища Своего,
И вечный Бог ступит на землю…
И будет суд над всеми (людьми).
Но праведным Он даст мир.
И сохранит избранных,
И милость будет на них» (Енох гл. 1).
Сравните с основным посылом Иоанна Окунателя (Крестителя):
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Идущий за мною… будет окунать вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке его, и он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:10-12).
Однако Ханох — это не только откровение о грядущем суде, но и объяснение причин существования бед на земле. Это источник сюжетов и идей для писателей-фантастов.
В первых главах рассказывается об ангелах-наблюдателях, их физической связи с земными женщинами и о рождении особых существ — гиборим (гиганты). Трудно сказать, заимствовал ли автор Ханоха историю из Торы про сыновей Бога, которые брали в жёны дочерей человеческих (Быт. 6:1-4), или издревле существовало предание, которое впоследствии обросло фантастическими подробностями.
В Торе отсутствует значительный пласт информации, который любопытные евреи пытались восполнить, написав апокриф и, вполне возможно, используя некое устное предание о сынах Божьих. Иудеи периода Второго Храма не могли не знать и греческие мифы о связи богов с земными женщинами.
Ханох объясняет, откуда появилось «великое зло человека на земле» (Быт. 1:5); и почему «вся склонность мыслей сердца его только во зло» (Быт. 1:5).
Мир вследствие вмешательства своевольных ангелов испортился. В нём стало невозможно соблюдать принцип «не умножай зла». Появилась «пищевая» цепочка — право сильного, подавление личности, тирания и порабощение.
Книга Ханоха рассказывает о клятве ангелов на горе Хермон, перечисляет их имена, что всегда было великой тайной: «Зачем ты спрашиваешь имя моё? Оно слишком чудесно для тебя!» (Суд. 13:18). Только у Даниэля, в самой поздней книге Писания, мы узнаём имя главного ангела (Дан. 12:1).
Имена ангелов или демонов были важны для магических обрядов, заклинаний, изгнания бесов: «Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: Легион имя мне…» (Мк. 5:8-9).
Согласно Ханоху, сыны Божии выбрали себе по одной жене, они обучали их «чарам и колдовству… рассказали о свойствах растений» — прекрасный сюжет о «прогрессорах» в духе братьев Стругацких.
Каждый из сынов Божьих научил людей определённому навыку. Например, «Азазэль обучил людей, как делать мечи, и ножи, и щиты, и нагрудные латы, ознакомил их с металлами и искусством их обработки…».
Секс с женщинами осквернил ангелов, и от этой порочной связи появились на свет исполины, которые стали уничтожать людей и животных и даже «поедали плоть друг друга, и пили кровь».
Вопль несчастных жертв дошёл до небес. Ангелы Михаэль, Рафаэль и Гавриэль представили Всевышнему отчёт о ситуации на земле: «Ты видишь, что совершили Азазель и Шемихаза, которые открыли людям вечные тайны».
Ангелам было поручено «связать Шемихазу и тех, кто с ним, и заточить в темницу на веки»; «связать Азазеля по ногам и рукам, выкопать глубокую яму в пустыне и бросить его во тьму».
Предупредить праведного Ноя о грядущем потопе, который смоет всю землю вместе с её нечестием, ибо другого решения, более гуманного, у Всевышнего не нашлось.
Перая часть книги Ханоха была бестселлером не только в Иудее, но и далеко за её пределами. Её переводили на различные языки Римской, а потом и Византийской империи. О ней знали в Парфии, империи Сасанидов. Манихеи (совр. Иран) в III веке канонизировали её.
Псевдоэпиграфы, лишь на первый взгляд, описывают древние события. Этот жанр скрывает под видом аллегорических образов и метафор окружающий мир. Невозможно было без риска для жизни обвинять в преступлениях высокопоставленных особ, правителей и царей, желать погибели всесильным империям, высказывать свою точку зрения на грядущие события. Таким образом создавался аллегорический жанр, развивающий абстрактное мышление.
Мудрые читатели, разгадывая пророческие шарады, наполнялись надеждой и верой, ожидая исполнения предсказаний.
В книге Ханоха в видении про хищников и овец, скорее всего, речь идёт о возникновении кумранской общины загадочных ессеев, о которых писал Филон, Флавий и Плиний Старший.
Благодаря ессейскому «Уставу общины» и другим текстам, найденным в Кумране, можно попытаться разобрать «шифровку» Ханоха.
«И видел я, что таким образом приняли паству тридцать пять пастырей, и завершили они свои периоды, как и первые; и другие принимали их в свои руки, дабы пасти их в свой период (времени), каждый пастырь в свое время» (Ен. 90:1).
Согласно Писанию, тридцать пять пастырей — это первосвященники от Аарона до Иоханана.
«А после сего видел я в видении приближающихся птиц небесных, орлов, грифов, коршунов, воронов; но орлы вели всех птиц; и стали они пожирать овец, и выкалывать им глаза и пожирать плоть их. И вскричали овцы, потому что плоть их была съедаема птицами. Я же смотрел и причитал во сне моем о пастыре том, который пас овец. И видел я, как поглощали овец псы, и орлы, и коршуны, и не оставили ни плоти, ни шкуры, ни сухожилий на них, пока не остались только кости» (Ен. 90:1-5).
Похоже, что здесь говорится о времени Антиоха Великого (241-187гг. до н.э.) — завоевателя Иудеи.
«Во время правления Антиоха Великого иудеям пришлось претерпеть большие бедствия не только в своей стране, которая подверглась полному разгрому, но и в Келесирии» (Иуд. Др. Кн.12. гл. 3:3-4).
Иосиф Флавий пишет, что в продолжении войны Антиоха (и его сына Эпифана) с Птолемеем Филопатором на долю иудеев выпало одинаково страдать как от одного, так и от другого.
«Орлы» — это войско Антиоха, «все птицы» — солдаты завоёванных стран.
«Псы» — войско Птолемеев (цари эллинистического Египта).
«И вот у тех белых овец родились ягнята, и стали открываться глаза их и видеть, и взывать к овцам. Так, они взывали к ним, но не слушали, что говорили им, ибо были весьма глухи, и глаза их были слепы» (Ен. 90:6-7).
В видении говорится, что сразу после победы Селевкидов (ок. 198 г. до н.э.) от потомков священников («белых овец») возникает новая община («ягнята»), которые взывали к овцам (сынам Израиля), но тщетно.
«Ягнята» постоянно подвергаются атакам «воронов», которым удаётся убить «одного из них». Возможно, это один из глав их общины.
Постепенно у ягнят стали вырастать рога и под предводительством барана с огромным рогом и с Божьей помощью они одерживают победу над врагами.
Будет построен новый Храм взамен старого, осквернённого.
Вполне возможно, в книге Ханоха содержится пророчество о возвращении рассеянных по миру сынов Израиля: «И все, сломанные и рассеянные собрались в Доме, и Господь овец возрадовался великой радостью, потому что все они были хороши и возвратились в Его Дом» (Ен. 90:30-33).
Книги Ханоха повлияли на всю последующую апокрифическую литературу и Новый Завет, особенно на книгу Апокалипсиса, которая чуть ли не цитирует Ханоха.
В III веке до н.э. учение Ханоха было не менее популярно, чем Тора Моше (Моисея). Апокрифическая литература времён Второго Храма почти не упоминала Тору. Пятикнижие Ханоха было более интересным, чем Пятикнижие Моше, а сам он не менее почитаем, чем Моисей, ибо «седьмой от Адама» открывал мир тайн, мистики и объяснял причины возникновения зла.
