Пурим

Пурим, столь любимый израильской молодёжью, в отличие от других «красных дней календаря», не упоминается в Торе.

Возможно, это обстоятельство снижает его «святость», но умаляет не радости от самого весёлого праздника еврейского народа. Тель-авивский карнавал ничем не хуже венецианского, а по яркости красок не уступает бразильскому. 

В канун праздника религиозные иудеи стараются не есть и даже не пить. «Таанит-Эстер» – не слишком строгий пост: если, не дай Бог, болеешь, воюешь или женишься, можно его игнорировать.

Желательно обновить в памяти «Мегилат-Эстер» — увлекательный рассказ о том, как злодей Аман пытался устроить Холокост еврейскому народу на 2500 лет раньше, чем Адольф.

Принято на Пурим раздавать сладости нуждающимся, да и просто угощать прохожих. 

Нечто похожее мы наблюдаем, когда после очередного убийства израильтянина палестинцы раздают всем подряд традиционные арабские сладости.

Обычай похож, но повод разный. Мы — дети Мордехая — радуемся, что нас не убили, а они – дети Амана — наоборот. 

Рекомендуется закатить на Пурим веселый пир, даже напиться до беспамятства, чтобы не отличать добро от зла – праведные слова Мордехая от злодейских слов Амана.

Хотя многие и без вина путают тьму со светом, горькое со сладким, зло с добром. Для этого напиваться нет необходимости.

Впрочем, праведность Мордехая, с точки зрения современного уголовного кодекса, попадает под статью о превышении самообороны: «И остальные иудеи, которые в областях царских, собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою и покой, и убили из врагов своих семьдесят пять тысяч…» (Эстер 9:17).

Ой, только не надо ужасаться — иногда наши люди выдают желаемое за действительное. Никакой резни, учинённой евреями в период державы Ахеменидов не зафиксировано.  

События, изложенные в книге «Эстер», не находят исторического подтверждения. Скорее всего, речь идёт о красивой легенде, вполне возможно имеющей реальную подоплёку.

В любом случае, человек, создавший это великолепное литературное произведение, подробно и точно описаны характерные персидские элементы: пиры во дворцах, питье из стеклянной и золотой посуды, сады, евнухи, конкуренцию между наложницами, пытающимися очаровать царя. Интересны подробности, например, о тайном отряде соглядатаев под названием «Глаза царя». Ну и, конечно, традиционная персидская казнь через повешение, которая до сих пор пользуется популярностью в Иране.  

Пуримский Ахашверош более всего похож на Ксеркса I, царя Персии из династии Ахеменидов (486–465 гг. до н. э.).

Имя Ахашверош (אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ) в еврейском языке созвучно персидскому имени Хшаярш (Xšaya-ṛšā), которое на древнегреческий передавалось как Ксеркс. Правление Ахашвероша в Книге Эстер совпадает с временем правления Ксеркса I.

Ахашверош предстаёт в книге как могущественный самодур, что соответствует образу  Ксеркса I по Геродоту. Персидские источники, напротив, восхваляют этого царя, считая его образцом мудрости и справедливости.

Археологические данные подтверждают существование дворца Ахашвероша в Шушане (современный Хузестан, Иран).

А вот история с заменой царицы Вашти не совпадает с реальными фактами. Со своей женой Аместридой, Ксеркс прожил всю жизнь, что, впрочем не мешало ему иметь трёх внебрачных сыновей. К тому женщина незнатного рода не могла стать женой царя.

Кстати, в книге нет и намёка на то, что брак с неевреем считался чем-то нечто предосудительным.

И хотя в свитке Эстер говорится об иудеях, нет упоминания об иудейских обычаях и даже Иерусалим обойдён стороной. Ни разу не упоминается святой город, хотя в других книгах, созданных в этот период, неизменно фигурирует. 

Например, в книге пророка Даниэля:

«Когда Даниил узнал о том, что этот указ подписан, он пошел в дом свой в верхнюю комнату, окна которой открывались в сторону Иерусалима. Три раза в день он преклонял колени и молился, славя своего Бога, как он делал это и прежде» (Дан. 6:10).

Главная героиня книги, Эстер, кажется, даже не знает, что такое молитва —  вместо самого эффективного средства решения проблем, Эстер постится.

Однако, кое-что иудейского удалось выудить. Обратите внимание на дату издания указа (Эстер 3:12) об истреблении иудеев Персидской империи — тринадцатый день первого месяца (нисан) — в этот день требуется найти и сжечь хамец (квасное).

Известно, что в диаспоре в тот период времени, справляли Песах, что подтверждается документами иудейской общины Элефантины (нач. V в. до н.э.).

«[Моим братьям Йе]донии и его товарищам, иудейской армии, ваш брат Ханания.

Да благословит Элоhая (Бог) моих братьев… Теперь: в этом году, в 5 год царя Дарьяуш (Дарий), от царя (Дария) отправлена весть

Арш[аму …]

Теперь: считайте так: [отсчитайте четырнадцать дней нисана] и от 15 до 21 [нисана ешьте опресноки].

Будьте чисты и воздержны, [не] работайте… [н]е пейте [пива?] и [не ешьте ничего], в чем есть хамир (квасное?) [от] захода солнца [15 нисана] до 21 нисана [до захода солнца и не] вносите в свои жилища и запритесь между днями…».

Это позволяет предположить символическую связь между хамецом, который уничтожают в Песах и евреями Персидской империи, с которыми Аман решил расправиться. 

Впрочем, возможно книга Эстер была дополнена или отредактирована во время гонений на иудейские обычаи во времена Антиоха Епифана. В таком случае, намёки на уничтожение «своенравного народа» и его «других обычаев» обретают реальные очертания.       

В документах Аль-Яхуду (200 глиняных табличек шестого и пятого веков до н. э.), содержится информацию о жизни иудейских изгнанников в Вавилоне после разрушения Первого Храма. Таблички написаны клинописью на вавилонском диалекте аккадского языка. В документах мы видим десятки еврейских имен, включая всем известное — Нетаньяhу. 

Коллекция названа в честь главного поселения, упомянутого в этих документах, Аль-Йаhуду (вавилонское: «Город Иудеи»).

Самый ранний документ датируется 572 годом до н. э., т.е. прошло не более 15-ти лет после разрушения Храма. В ранних документах общины речь идёт о времени царя Набухаднецара (Навуходоносор).

Самое позднее письмо написано в 477 году до н. э., во время правления Ксеркса I (вероятно, Ахашвероша), царя Персии.

Идентификация иудейских имен в документах основана на теофорном компоненте имени Бога Израиля «йеhу» (в начале имени) или «йяhу» (в конце имени), что указывает на еврейскую идентичность.

В документах также упоминаются и другие иудейские имена, такие как Ахикам, Аггай, Товшалом. Абби-Эзер, и др.

Однако у более поздних поколений вавилонских изгнанников (не родившихся в Иудее) были имена, представляющие комбинацию вавилонского элемента с иудейским. Например, Йеhу Сар-Оцор (Йеhу, защитник царя), Небу и т.д. Были и теофорные имена чуждых богов, такие как Анлиль-Акиша, Адар-Баль, Адар-Шемеш, Адар-Рам и т.д.

Языческие имена иудеев отражают стремление интегрироваться в вавилонское общество.

Мордехай и Эстер – также не еврейские имена, они посвящены двум персидским божествам – Мардуку и Астарте (насчёт Эстер есть и другая версия, не «языческая»). Впрочем, у Эстер было «тайное» еврейское имя — Адасса.

Интересен ещё один момент: «Йеудей был в столице Шушане по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша из (колена) Йемини (Биньямина), который был изгнан из Иерусалима с пленниками, изгнанными вместе с Йехонией, царём Йеудейским, которого изгнал Навухаднецар, царя Вавилона и был он воспитателем Адассы, она же Эстер» (Эстер 2:6-7).

Мордехай не мог быть изгнан ещё до разрушения Храма. Варианта два. Либо речь идёт о Кише — прадеде Мордехая или авторы книги напутали с хронологией, ошибившись более, чем на сто лет.

В дополнениях к книге Эстер из Септуагинты (перевод Писания на греческий, выполненный в III–II веках до н. э. в Александрии) также написано, что Мордехай «был из пленников…».

Септуагинта рассказывает иначе о причине ненависти Амана к Мордехаю. Царский высокопоставленный сановник Аман был зол на Мордехая и народ его за двух царских евнухов, о заговоре которых Мордехай доложил куда следует, а не за то, что не поклонился ему.

Кстати, Ксеркс I был убит в своей спальне в результате заговора.

Вероятно, автор книги знал об этом, поэтому ввёл историю о заговоре в повествованиею.

Версия Септуагинты книги Эстер, написанная позже известного нам оригинала вполне себе иудейская, Мордехай и Эстер молятся, в молитвах упоминается Исход из Египта, ну и, конечно Бог Израиля. Кроме этого, Эстер здесь правильная иудейка: «я гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника…».  

Удивительно, что еврейские мудрецы не посчитали возможным утвердить «кошерную» добавку книги. Скорее всего, они с большим почтением отнеслись к оригиналу книги Эстер и решили «не добавлять и не убавлять» ничего.

Пусть читатели сами разбираются, что к чему.  

Лично я вижу сюжет, который мог бы стать украшением любой театральной сцены, ибо в нем есть все необходимые элементы.

Качественная литература должна быть увлекательной, волнующей, интригующей. В гениальных книгах выдумка является не только отражением нашего мира, но и прообразом будущего.

Стоит напомнить, что речь идёт о единственном библейском свитке, в котором не упоминается Имя Бога Израиля.

Может быть, автор задумал театральную постановку, в которой не могло быть такого действующего лица, как Господь, из-за запрета изображать Бога Израиля. 

Однако, благодаря писательскому таланту, мы постоянно чувствуем присутствие Провидения, проявляющееся в благословении главных героев.

Писатель намекает, что евреи, в нашем случае — Мордехай и Эстер, могут носить какое угодно имя, переодеться в кого угодно, даже сменить обычаи, но он всё равно останутся иными. Их обязательно «вычислят».

А если забудут о своих корнях, то такие, как Аман, обязательно напомнят о них.

Аман решил возложить коллективную ответственность за «наглость» Мордехая на всех представителей его племени.

Эстер, рискуя собой, спасла свой народ. Но спасение пришло не от Астарты, а от Бога Израиля, Который «hэстер паним» (сокрыл лик). Совпадение звучания персидского имени Эстер и еврейского слова «hэстер» вряд ли случайно. Это ещё один сюжетный слой.  

В нашей жизни мы не видим явного божественного вмешательства, но, судя по истории сынов Израиля, Провидение не позволяет врагам стереть этот народ с лица земли, как были стёрты другие народы — куда более сильные и могущественные.

Рассказ призван вселить надежду в евреев, потерявших связь с Богом Израиля, поскольку к тому времени исчез институт пророков — людей, через которых Господь озвучивал свои решения.

Иногда Провидение, явно не вмешиваясь в процессы, создает определенные обстоятельства и, на первый взгляд, случайности. Именно это мастерски показано в Свитке Эстер. Автор, искусно используя исторический фон, создал повествование о чудесном спасении иудеев, живущих в персидской империи. 

«Разосланы были письма с гонцами во все области царские, чтобы истребить, убить и погубить всех Иудеев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить» (Свиток Эстер 3:13).

Мы ничего не знаем о тех давних планах по уничтожению иудеев. Как мы уже говорили, никаких внебиблейских источников на эту тему нет. Впрочем, нет и документального подтверждения совсем недавним событиям — готовящейся депортации евреев в 1953 году после «дела врачей».

Однако по косвенным уликам и рассказам мы знаем, что евреев СССР собирались отправить на Дальний Восток умирать от холода и голода. 

Как известно, точно на Пурим очередной Аман, на этот раз по имени Иосиф, отправился прямиком в ад, где ему самое место в теплой компании с его бывшим другом — ещё одним Аманом по имени Адольф, ибо Аман — это символ ненавистника народа Израиля. 

Спустя 2300 лет после описываемых в книге Эстер событий нравоучительный сюжет, имеющий множество подтекстов, воплотился самым ужасающим образом.

Решение о массовом уничтожении евреев под названием «окончательное решение» было принято нацистскими лидерами в январе 1942 года.

Мужчин, женщин, стариков и детей убивали всеми возможными средствами. На этот раз пуримское чудо не произошло. Как будто сбылись пророчества Апокалипсиса — треть народа погибла. 

После разгрома нацистской Германии состоялся суд над злодеями. 

В ночь на 16 октября 1946 года по приговору трибунала в здании Нюрнбергской тюрьмы были казнены через повешение десять руководителей нацистского Третьего Рейха. 

Всего к смертной казни были приговорены 12 подсудимых, один из которых, Мартин Борман, в мае 1945 года застрелился, а Герман Геринг сумел избежать виселицы, покончив с собой в камере. 

Остальные десять были повешены. Вот их имена: Иоахим фон Риббентроп, министр иностранных дел; Эрнст Кальтенбруннер, заместитель Гиммлера; Альфред Розенберг, главный философ нацистской партии; Йохан Густав Кейтель, начальник штаба верховного командования германских вооруженных сил; Ганс Франк, гитлеровский министр юстиции; Вильгельм Фрик, один из старейших деятелей нацистской партии; Фриц Заукель, имперский уполномоченный по набору рабочей силы на оккупированных территориях; Юлиус Штрейхер, главный теоретик антисемитизма; Альфред Йодль, начальник штаба оперативного руководства Верховного командования Вермахта; Артур Зейсс-Инкварт — немецкий государственный деятель. Именно он перед казнью осознал, что наступил Пурим 1946. 

Волею случая или по воле Провидения, согласно книге Эстер, повешенных сыновей Амана тоже было десять. 

«И сказал царь, чтобы так и было сделано, и дан был указ в Шушане, и повесили десятерых сыновей Амана» (Свиток Эстер 9:14).

Любопытно, что в свитке Эстер на листе, где написаны имена сыновей Амана, находятся три загадочные буквы, составляющие слово תש»ז, что означает 5707 год по еврейскому календарю, что соответствует 1946 году. Вот вам и Пурим 1946.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.