Имперские амбиции Шешонка I

Авторы Писания очень кратко, как бы между делом, повествуют о важнейшем историческом событии X века до н.э. — походе Шишака (Шешонка I), который отправился в Ханаан, чтобы вернуть земли, некогда принадлежавшие Египетской империи. 

Фараона называют по имени, что бывает крайне редко. Ивритское имя «Шишак» соответствует египетскому звучанию «Шешонк». 

В Библии не так много историй, имеющих параллели с вне библейскими источниками. Одна из них — военный поход Шешонка I, и хотя ему уделено всего лишь несколько строк, они имеют огромную важность.

Реальной информации о южном царстве Иудеи и северном Израиле крайне мало. X век до н.э. покрыт тайнами и загадками. Многие не верят, что авторы книги Царей спустя несколько веков точно донесли до читателя информацию о том периоде.

Для того чтобы это проверить, нужно обратиться к иным источникам — не библейским. 

Итак, начнём.

Кампания Шешонка I, решившего вернуть почти триста лет назад утерянные египетские владения в Ханаане, повлияла на ход развития двух царств 12 колен — Иудею и Израиль и, вероятно, на тексты Торы, в которых Египту уделено важнейшее место. Ведь истории об Исходе создавались, скорее всего, в то время, когда Иудея находилась под влиянием Египта и стремилась от него избавиться.  

«И было: На пятый год царствования Рехавама Шишак, царь Египта, поднялся против Иерусалима. И взял сокровища дома YHWH (Имя Бога Израиля) и сокровища дома царя, и взял всё, взял и все золотые щиты, которые сделал Шломо (Соломон) (Мел. 1 (3-Цар.) 14:25).

Пятый год правления иудейского царя Рехавама, по библейской хронологии, соответствует примерно 926 году до н.э. Предполагается, что эта дата повлияла, по версии египтологов, на хронологию, поскольку египетские источники не указывают точное время похода Шешонка I.

В исторических документах Шешонка I нет упоминания об Иерусалиме.

А в книге Царей (Мел. 1 (3-Цар.) 14:25) нет ни слова о масштабной кампании фараона — всё сводится к Иерусалиму.

Однако одна из поздних книг Писания – Хроники — подробно рассказывает о походе Шишака (Шешонка I).

«И захватил он укреплённые города Иудеи и подошёл к Иерусалиму. А Шемайя, пророк, явился к Рехаваму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалиме, (спасаясь) от Шишака, сказал им: Так говорит YHWH — вы оставили Меня, за это Я оставляю вас в руке Шишака» (Хрон. 2 12:5-9).

Писание сообщает, что Иерусалим не оказал сопротивления, заплатил огромную дань и обязался и впредь платить Египту.

Книга Хроник рассказывает об очень большой армии фараона, что согласуется с египетскими источниками:

«1200 колесниц, 60 тысяч всадников и народу без числа, который пришёл с ним из Египта, — ливийцами, суккитами и эфиопами…» (Хрон. 2 12:3).

Известно, что основатель 22-й (Ливийской) династии Шешонк I имел ливийское происхождение. Интересно, что авторы Хроник знали об этом, так как связывали его с ливийцами, с которыми у него были союзнические и родственные отношения.  

В египетском Луксоре, на воротах Карнакского храма, посвящённого богу Амону, сохранился рельеф — мемориальная надпись, перечисляющая захваченные города. Среди них — филистимская Газа, находившаяся в непосредственной близости от Египта и служившая плацдармом для дальнейшего похода.

Речь идёт о восьмиметровом рельефе — триумфальном портале, построенном Шешонком I примерно в 925 г. до н.э.

В правой части рельефа изображён Шешонк I с серповидным мечом в правой руке. В левой руке он держит веревки, привязанные к шеям пленных ханаанских правителей: четыре ряда, от первого картуша до 53-го. Ровно столько же картушей держит женщина, скорее всего, Карама I, жена фараона, носившая титулы «Великая царская супруга» и «Мать царя».

The Triumphal Relief of Shoshenq I, depicting the god Amun-Re, near the Bubastite Portal at Karnak, Egypt

DescriptionDeutsch: Scheschonq I. als Eroberer auf dem Relief an der südlichen Außenmauer des Tempels von Karnak, nördlich Luxor, Ägypten.English: The Relief of Shoshenq I’s campaign list at the southern exterior walls of the temple of Karnak, north of Luxor, Egypt.
Date1 April 2009
SourceOwn work
AuthorOlaf Tausch

В картушах (овальных контурах с иероглифами) записаны названия завоёванных городов. Мы видим более 150 городов, включая:

Гезер (12)

Рабат (13)

Аялон (26)

Бейт-Хорон (24)

Гивон (23)

Мегиддо (27)

Арад (28, 110)

Йеуд а-Мелех (29) («Рука царя» или «Иудейское царство»)

Авра(м)? (122)

Иерусалима в списке нет. Возможно, его название не сохранилось или было неверно расшифровано.

Например, знаменитый египтолог Китчен предполагает, что картуши 105 и 106 содержат надпись: «Горы Давида».

Рисунок Шампольона 1929 года с картушем, на котором имя «ydhmlk»

 Впрочем, если столица Иудеи не была захвачена, то картуша с именем «Иерусалим» могло и не быть вовсе.

Названия городов частично совпадают с библейскими источниками, а о некоторых местах мы узнаём из египетских, что расширяет наше понимание  того времени и, не побоюсь этого слова, дополняет Библию.  

Египтяне традиционно изображали хананеян так: густые волосы по плечи, острые бороды, продолговатые лица, лента, не позволяющая чёлке падать на глаза. Разницы во внешнем облике иудеев и других народов Ханаана египтяне не видели.  

Ещё одним доказательством вторжения Шешонка I в Эрец-Исраэль (Земля Израиля) служит обломок обелиска, найденный в 20-х годах прошлого столетия в Мегиддо (Мегидон) археологами из Чикагского университета на одном из склонов холма. На каменном блоке сохранились две колонки иероглифов:

 «Прекрасный бог, сияние Ра…»

 «Хедж-хепер-Ра Шешонк I, любимец Амона».

Как мы сообщали выше, этот фараон забрал несметные сокровища Шломо (Соломона). Если это так, то после вторжения в Иудею должна была остаться запись о столь большой добыче.

Шешонк I вскоре после ханаанской кампании умер, египетский трон занял его сын Осоркон I, правивший около 35 лет.

Благодаря надписям на гранитной стеле в Бубастисе (город в Нижнем Египте) нам известно, что Осоркон I щедро одарил храмы:

«5010 дебен золота, 30720дебен серебра, 15345 дебен золота и 14150 серебра в виде статуй, сосудов и прочего, а также значительные количества электрума и драгоценных камней».

Исследователи оценили общий объем пожертвований в 383–416 тонн драгоценных металлов. Вполне возможно, часть этих сокровищ была из Иерусалима.

Вероятно, Шешонка I не только имперские амбиции подстегнули начать свою завоевательную кампанию, но и утраченные медные рудники в пустыне Негев.

В 2014 году археологи под руководством Томаса Леви из Университета Калифорнии обнаружили скарабей с именем Шешонка I на поверхности земли в районе Хирбет-Хамра-Ифдан (Вади-Файнан), примерно в 50 км от Мёртвого моря, то есть на территории современной южной Иордании.  Это место древнего медного производства (ок.1000–900 до н.э.).

Найденный скарабей — свидетельство активности египтян на Негевском маршруте. Библейский «Негев» охватывает довольно большие территории, вплоть до современной Аравы.

Шешонк I захватывает ключевые стратегические пункты:

Беэршевская долина, Арад и его окрестности.

Изреельская долина, Мегиддо, Таанах.

Города, находящиеся к северу от Иерусалима: Гивон (надел Биньямина), Бейт-Харон и другие места, известные нам из Писания.

Упоминается также район Ябока (за рекой Ярден): Суккот, Пнуэль, Адама.

Однако нет ни слова о важных городах Иудейского царства, таких как Бейт-Шемеш, Бейт-Лехем, Лахиш или Хеврон. Иерусалим, как мы упоминали выше, тоже отсутствует в списке египетского фараона. 

Более того, по какой-то причине египетский фараон не продвигается севернее Изреельской долины, в царство Израиль, не захватывает ни одного города израильского царя Яровама I кроме стратегического и важного Мегиддо (царство Израиля), где он установил стелу, скорее всего, для определения границы своих владений или своего влияния.

Если Шешонк I собирался «воскресить» былую империю, почему он не продолжил свой поход?

Теперь несколько слов о Яроваме, впоследствии ставшего царём десяти колен Израиля. Писание называет его «решительным человеком», которого Шломо «поставил управлять над всеми носильщиками из дома Йосефа» (Мел. I (3-Цар.) 11:28). На его счастье или беду, его приметил не только царь, но и Бог.

Пророк Ахия, встретив Яровама в поле, разорвал его новую одежду на двенадцать лоскутов и передал ему десять, что означало: власть над десятью коленами Израиля (Мел. I (3-Цар.) 11:29-32).

Слухи мгновенно разнеслись. Яроваму пришлось бежать от гнева царя Шломо к Шешонку: 

«… но Яровам встал и убежал к Шишаку (Шешонку), царю Египетскому и жил в Египте до смерти Шломо (Мел. I (3-Цар.) 11:40-41). 

Похожая история произошла с Давидом, которого помазал на царство пророк Шмуэль (Самуил) и которому пришлось бежать под защиту филистимского царя (Шмуэль I (1-Цар.) 15:28-29; 27:3-4).

Годы правления Шешонка I (943-922 гг. до н.э.) совпадают с временем царствования Шломо (970-931 гг. до н.э.).

Девять лет прожил оппозиционер Яровам при дворе этого фараона, пока не умер его гонитель — царь объединённых колен Израиля.

Прошло шесть лет после смерти Шломо, сыны Израиля разобщены. Заручившись поддержкой Яровама, ставшего царём Израмля, Шешонк I решил, что пришло время реванша — время возродить былую славу.  

А как насчет Иерусалима, его ведь нет в списке покорённых городов? Вероятней всего, Шешонк просчитал свои шансы на успех и пришёл к выводу, что покорение Иерусалима не стоит усилий, ибо воевать в горной местности — потерять значительную часть своих войск.

Успешная война Хасмонеев против Селевкидской империи, а затем ощутимое поражение великой римской армии от рук плохо вооружённых иудейских повстанцев (первый поход на Иерусалим) убедительно показали, что количество солдат, против которых ведут партизанскую войну, не имеет слишком большого значения.

Так что, вполне вероятно, Шешонк I, приняв во внимание все риски, удовлетворился огромной данью, о которой подробно рассказывает Писание.

Не только Рехавам отдавал храмовые сокровища, но и другие цари. Иудейский царь Ахаз через двести лет (за это время можно было накопить значительные средства) «взял серебро и золото, которое было в доме Господня и в сокровищницах дома царского и отправил в дар царю Ассирии» (Мел. II (4-Цар.) 16:8).

Писание рассказывает, как происходил сбор денег. Священник Иеояда взял ящик, сделал отверстие в его дверце, установил его у жертвенника, у входа в Дом YHWH (Имя Бога Израиля). Все священники, находившиеся на страже у ворот, клали в него деньги, которые народ приносил в храм. Когда откладывалась значительная сумма, в дело вступал царский писец и первосвященник — они упаковывали деньги в мешки и пересчитывали их (Мел. II (4-Цар.) 12:10-13). 

Когда арамейский царь Хазаэль пошёл на Иерусалим, царь Йеhоаш откупился от него, «отдав всё всё золото, что нашлось в сокровищницах Дома YHWH и дома царского, — и послал Хазаэлю, царю Армейскому; и тот отступил от Иерусалима» (Мел. II (4-Цар.) 12:18-20).

Вместе с этим игнорировать библейское сообщение об ограблении вавилонянами Храма Господня в 587 году до н.э. не следует: «И вывез он оттуда все сокровища Дома YHWH и сокровища дома царского, как изрёк YHWH… и изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала храма YHWH Шломо, царь Исраэля» (Мел. II (4-Цар.) 24:14).

Немного странно, что золотые сосуды Шломо сохранились и их не отдали в качестве дани ни египтянам, ни ассирийцам, ни арамеям.

Очевидно, речь идёт не только о деньгах, а о знаке, указывающим на гнев Господний за нечестие царей.

Однако, согласно пророчеству Йоэля, те, кто ограбил Бога Израиля, будут жестоко наказаны: 

«Ведь если вы воздаёте Мне, то легко и быстро Я обращу возмездие ваше на вашу же голову; потому что вы взяли серебро Моё и золото Моё, и наилучшие драгоценности Мои унесли во дворцы свои» (Йоэль 4:5).

Пророку, жившему, скорее всего, в период разрушения Храма, было известно об этом.

В книге Эзры подробно перечисляются священные предметы, которые в своё время вавилонский царь вывез из Иерусалима. Корэш (Кир) возвращает всю храмовую драгоценную утварь Шешбаццару (правителю Иудеи) в Иерусалим (Эзра 1:8:11).

Это был знак особого благословения, круг замкнулся, можно строить новый храм.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.