Изображение египетского божества в еврейской крепости
В 1975 году в Кунтиллет Ажруде (северо-восточная часть Синайского полуострова, 50 км от Кадеш-Барнеа), группа израильских археологов обнаружила постройки, датируемые VIII веком до н.э.
Согласно стилю керамики и радиоуглеродному анализу предметов из дерева, крепость в Кунтиллет Ажруде была построена примерно в 786-746 гг. до н.э., во время правления израильского царя Йеровоама Второго, а затем, спустя несколько лет после её постройки, была оставлена.
Вероятно, крепость в северо-восточной части Синайского полуострова – это небольшой гарнизон, построенный на земле, принадлежащей израильскому царю или захваченной им территории.
Сухой климат пустыни законсервировал ценнейшие артефакты, среди которых изделия из дерева, ткани, верёвки, но самое важное – надписи и рисунки на стенах, пифосах, кувшинах, глиняных черепках, камне и штукатурке.
На одном из пифосах (пифос А) красной краской выполнены два изображения Беса — египетского божества счастья и удачи, хранителя очага, защитника бедных.

Беса изображали в виде уродливого карлика с бородой, длинным высунутым языком, короткими ногами и нередко с явно выраженными гениталиями.


Рисунки из Кунтиллет Ажруда в точности повторяют уже сложившийся канон изображения Беса: корона, небольшие уши на уровне глаз, борода определённой формы, слегка увеличенные молочные железы, ракурс тела, положение рук, широко расставленные, полусогнутые ноги и т. д.
Надпись с именем YHWH поверх изображений популярного египетского божества не связана с этими изображениями, так как сделана гораздо позже. Более того, мы не можем однозначно утверждать, что Бес вообще был нарисован евреями, а не представителями других народов. В крепости могли находиться потомки хеттов, или наёмники-киттияне о которых говорится в Арадских письмах (VIII до н. э.).
Впрочем, искусство северного царства Израиля было связано с существующими культурными традициями окружающего, языческого мира, отгородится от которого, не помогли даже жёсткие предписания Моисея. Законы Торы стали руководством к действию практически для всего народа, только после вавилонского пленения, которое было воспринято евреями как кара за грехи.