Оссуарий Каиафы

Это был (тот самый) Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ?

В ноябре 1990 года в районе Северного Тальпийота строительные рабочие, прокладывающие дорогу в парке Иерусалима, случайно наткнулись на крипту с четырьмя камерами для захоронения, в которых обнаружили двенадцать оссуариев (хранилище костей). Большинство из них находились в прекрасном состоянии. Найденные монеты и стиль надписей позволил датировать эти костницы I веком н. э. На одном самом роскошном оссуарии (74 сантиметра в длину, 29 в ширину и 38 в высоту; присутствуют  две очень любопытные надписи. Их расшифровка выглядит следующим образом: יהוסף בר קיפא  (Йеhосеф, сын Каиафы).

yehoseph-bar-qph1-286x300

Фотография Рами Юдовина. Оссуарий Каиафы. Музей Израиля.

Этот ящик содержал скелетированные останки шестидесятилетнего мужчины,  двух младенцев, маленького ребенка, юноши и женщины.

Существует стойкий слух, который озвучил скандальный «голый археолог» Симха Якобович, якобы в оссуарии Каиафы были найдены два погнутых гвоздя. По гипотезе Якобовича, первосвященник по какой-то причине сохранил гвозди с распятия Христа. Более того, не расстался с ними и после своей смерти.

Может быть, он горько пожалел о содействии распятию человека, которого уважал? «Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ» (Ин. 18:14).

gershkoviz-300x276

Стоп-кадр из YouTube: Профессор Тель-Авивского университета Исраэль Гершкович демонстрирует гвозди.

Помимо гвоздей в оссуарии Каиафы были найдены монеты, благовония и глиняная лампадка.
На удивление, гвозди, извлеченные из захоронения в 1990 году, таинственным образом сразу же исчезли. Они даже не попали в официальный список предметов, переданных учеными.

Симха Якобович, проведя журналистское расследование уверяет, что нашел те самые гвозди, из могилы Каиафы и передал в лабораторию Тель-Авивского университета. Исраель Гершкович профессор отделения анатомии и антропологии этого университета подтверждает древность этих гвоздей.

Большинство ученых, включая ведущих ученых музея Израиля, считают, что найденный  оссуарий принадлежит первосвященнику Каиафе, которого Флавий называет Иосифом Каиафой (Древн. ХVIII, II, 2) «Иосиф, который Каиафа», и 18.95: «первосвященник Иосиф, называемый Каиафой»).  Евангелия и Деяния называют первосвященника «Каиафой» не упоминая имени Иосиф (Мф 26:3, 57, Лк 3:2, Ин 11:49; 18:13, 14, 24, 28, Деян. 4:6). Те исследователи, которые считают, что оссуарий принадлежал Каиафе, полагают, что с гласными имя на надписи следует читать как Qayapha (или Qayyapha), это еврейский или арамейский эквивалент греческого «Каиафа».

Оссуарий с украшениями, как полагают, содержал кости первосвященника Каиафы и нескольких его родственников.

Второй оссуарий в могиле (no. 3) носит имя qf. В третьем оссуарии (no. 8, содержащем кости женщины) с надписью Miryam berat Shim‘on (Мириам, дочь Шимона), нашли монету, отчеканенную в период царствования Ирода Агриппы I (42–43 годн. э., снадписью basleos [Agrippa], «царь [Агриппа]». Монету вложили в рот умершей. Обычай странный для иудеев, напоминает греческий – оплату греческому богу Харону за переправу через реку Стикс. Возможно, на иудейскую аристократию повлияли греческая мифология.  О знакомстве иудейской аристократии из священников с греческой мифологией загробного мира говорит Флавий: «В противоположность фарисеям, саддукеи  составляли аристократическую партию, образовавшуюся преимущественно из священнического сословия и, несомненно, из умеренных эллинистов».  (Иуд. Война кн.2:41). Изображения лодок на иудейских оссуариях или стенах крипт, возможно, также указывают на представление о том, что умершие должны переправиться через реку, чтобы попасть в царство мертвых.

Библеисты и археологи сделали осторожный вывод, что оссуарий YehosephbarQyph принадлежал бывшему первосвященнику «Иосифу, называемому Каиафой» (как говорит о нем Флавий). Иные почти уверены в этом, например, Доминик Кроссан и Джонатан Рид: «Не остается сомнений в том, что данная усыпальница принадлежала семейству первосвященника Каиафы, которого не обошли вниманием евангелисты, поскольку он сыграл важную роль в казни Иисуса, и весьма вероятно, что найденные кости пожилого человека – это останки самого Каиафы».

Тем не менее, некоторые ученые оставляют место для скепсиса. Эмиль Пюш и Уильям Хорбэри, приводят три причины, по которым сомневаются в том, что были найдены останки первосвященника.

Во-первых, усыпальница, в которой был найден оссуарий, слишком скромна: не этого следовало ожидать, если бы в гробнице лежал прах бывшего первосвященника, который к тому же был зятем Ханана (Анны), самого влиятельного первосвященника I века. Однако, израильского археолога Шимона Гибсона этот аргумент не смущает. По основанию гробницы (часто от античных строений остаются только лишь основания) невозможно судить о прежнем виде могилы. Это возражение выглядит достаточно убедительным.

Вторая причина для сомнений касается расшифровки надписи, которая, как считают некоторые, содержит имя Каиафы. Вторая буква в слове qyf не вполне отчётлива: вероятно, это йод, но, может быть, и вав, в таком случае нам следует читать qwf. Более того, если это вав, тогда нам легче объяснить ее отсутствие в qf во второй надписи на оссуарии и в надписи на другом оссуарии. Если же это имя Каиафа, здесь требуется согласная йод, чтобы можно было прочесть Qayapha. В подобных случаях букву йод не должны были бы опускать. Если кто-то хотел написать на оссуарии имя Qayapha, трудно объяснить выпадение буквы йод. Если же там стояла вав (а в еврейском шрифте того периода йод, к сожалению, трудно отличить от вав), тогда понятно, почему одно и то же имя можно было написать как qwf и как qf. В таком случае написанное имя, если добавить к нему гласные, должно звучать как Qopha или Qupha. Значит, надпись гласит: «Иосиф, сын Кофы» или «Иосиф, сын Куфы». Например, Евсевий (Hist, eccl 4.7.7) упоминает человека, чье имя в греческой транслитерации Barkoph, что соответствует арамейскому Bar Qoph («сын Кофы»). Подобная расстановка гласных соответствует тому, как это принято в Мишне(например, m. Parah 3.5), в самых древних манускриптах.

Существует и третий аргумент против того, что это гробница Каиафы. Флавий не называет первосвященника «Иосифом, сыном Каиафы», он говорит о нем «Иосиф Каиафа» или «Иосиф, называемый [по- гречески: epikaloumenon] Каиафой, так же и евангелия не упоминают имя Иосиф.  Поэтому, даже если мы согласимся, что надпись следует читать Yehoseph bar Qayapha, это имя все равно не соответствует свидетельству Флавия и Евангелий.

Впрочем, на мой взгляд, может существовать и третий вариант – знаменитый оссуарий принадлежал некому Иосефу, который являлся сыном первосвященника Иосефа Каиафы.

Однако, история с нашим героем не закончена. 29 июня 2011 года Министерство древностей Израиля объявило об удивительной находке. Был найден оссуарий с надписью: מרים ברת ישוע בר קיפא כהן ממעזיה מבית אמרי «Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы, священника Маазии из дома Имри».

miriam_barat_yehoseph-300x179

Фотография wikipedia: Оссуарий внучки первосвященника Каиафы.

Оссуарий принадлежит внучке первосвященника, вынесшего приговор Иисусу, так как имя Каиафа само по себе крайне редкое, возможно, это вовсе не имя, а прозвище и уж точно не было другого первосвященников с таким именем.  Интересное совпадение, — одного из сыновей Каиафы тоже звали Иисус (Иешуа)…

Учёные полагают, что оссуарий Мириам был извлечён «черными археологами» из могилы в долине Эла к юго-западу от Иерусалима. Однако, сотрудники университета Бар-Илан  с помощью мощных микроскопов изучили слои, которые за все эти годы должны были нарасти на стенках гроба и самой надписи, и пришли к выводу, о подлинности находки. Слово «Маазия» означает подгруппу священнической касты. «Бет-Имри» — это название либо рода, либо деревни, из которой происходила семья Каиафы. Тем самым поставив жирную точку в историчности евангельского персонажа.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s