Рассказ о поражении Содома и окрестных городов и сообщение о потопе имеет несколько общих точек соприкосновения
В этих двух случаях истребление произошло посредством дождя с небес, только в истории с потопом с неба льётся вода, а на Содом с неба льётся огонь и сера (Бытие 19-24).
В Содоме, как и при потопе, уничтожается всё население и спасаются лишь двое праведников Ной и Лот, и их семьи.
Правда, в случае с Лотом, сообщается, что благодаря праведности Авраама был спасён его родственник:
«Бог истребляя города равнины сей, вспомнил об Аврааме, и вывел Лота из среды истребления» (Быт. 19:29).
Такие слова и в рассказе о потопе:
«И вспомнил Бог о Ное» (Быт. 8:1).
Но в рассказе о потопе Ной не спорит с Богом, как это делает Авраам, пытаясь отвести беду от жителей обречённых городов:
«Неужели Ты погубишь праведника с нечестивым» (Быт. 18:23; 18:25).
Однако в месопотамской версии рассказа о потопе, бог Эль обвиняет бога Энлиля в уничтожении и праведника и грешника:
«Ты — герой, мудрец меж богами!
Как же, как, не размыслив, потоп ты устроил?
На согрешившего грех возложи ты,-
На виноватого вину возложи ты,-
Удержись, да не будет погублен, утерпи, да не будет повержен!»
Кроме этого, в рассказе об уничтожении Содома посланы два ангела, чтобы вывести Лота из обречённого на погибель города. Подобный сюжет отсутствует в рассказе о потопе.
Истребление Содома произвело неизгладимое впечатление на последующие поколения, настолько стало притчей в языцех, что является косвенным подтверждением рассказа о катастрофе города:
«Как вся земля выгорела от серы и соли, так что не сеют не ней…» (Втор. 29:23). Также и у пророков — Амоса 4:11; Исая 13:19; Иеремия 49: 18.
Иосиф Флавий так описывает Содом:
«Рассказывают, что земля эта была испепелена молнией
в наказание за нечестие обитателей; в самом деле, ещё и
сегодня можно видеть следы небесного огня и очертания пяти городов, и пепел до сих пор воспроизводит контуры плодов, по цвету похожих на съедобные. Но в руках превращаются в прах и золу» (Иудейская война 4 кн. 8, 4).
Греческий историк Страбон писал:
«В пользу того, что эта земля насыщена огнём, приводят много других доказательств. Так, около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространённым среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землёй, а другие покинули жители, ещё имевшие возможность бежать. По словам Эратосфена, который утверждает противное, территория эта некогда была озером и большая её часть обнажилась, поднявшись над водой вследствие извержений, как это имело место и в Фессалии» ( Книга XVI, Глава II Страбон. География).
Римский историк I—II в.в. н. э. Публий Корнелий Тацит упоминал города Содом и Гоммора и их сожжение огнём с неба:
«..…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнём… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь» (Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История»).
Ныне спустя еще две тысячи лет местность, о которой говорили древние книги, по-прежнему безжизненна.