Пророки — посредники между богами и царями

Вступление

В древности шаманы, прорицатели, пророки занимали важнейшее место в жизни общества. За ответом к ним обращались не только цари и знать, но и простые люди.  Являясь выразителями воли богов, они давали указания царям, которые те обязаны были исполнять. Впоследствии, когда институт пророков был практически упразднён, цари сами объявили себя наместниками богов на земле, наделёнными  божественным статусом, тем самым не допустив навязывания себе иной воли.

Нередко пророки, чтобы угодить царям, ради собственной выгоды считывали их желания и потакали им, ссылаясь на божественную волю. Библия называет их лжепророками.  Истинный   пророк прежде всего независим, ищет справедливости,  невзирая на лица, его  предсказания сбываются, так как он верно видит ситуацию. В отличие от священников, пророки  не передавали свой дар  по наследству, пророком мог стать человек любого социального статуса.

Первый еврейский законодатель Моисей был не только вождём племени Израиль, но и пророком, посредником между Богом и народом, поэтому в древнем Израиле долгое время, вплоть до разрушения Второго Храма, к пророкам относились с особым пиететом.

В современном мире нет лжепророков и пророков. Вернее, они существуют, только называются по-иному: аналитики, политологи, ведущие ток-шоу, публицисты, кликуши, психологи, а также поэты, писатели, художники, музыканты.   И если мы хотим понять структуру и особенности  нашего общества, следует обратить внимание на опыт предыдущих поколений.

Эта статья посвящена пророкам древности – Мари и Израиля. Мы посмотрим на их различия и общность.

Чудом сохранившийся марийский архив помогает нам понять некоторые детали, которые не всегда понятны из библейского текста.

Итак, приступим.

Происхождение евреев

История еврейского народа начинается с выхода Тэраха, отца Аврама, из Ур-Касдима (Ура Халдейского).

«И взял Тэрах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Кнаанскую, и дошли они до Харана, и поселились там» (Быт. 11:31).

Ур (шум. Urim, аккад. Uru) — один из древнейших шумерских городов-государств Месопотамии. Был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр (Битумный холм) в Ираке.

Халдейским Ур стал значительно позже описываемых в книге Берейшит (Бытие) событий, лишь к концу VIII в. до н.э., когда наступил упадок ассирийского могущества.

Впервые касдим (халдеи) упоминаются в 878 году до н. э. в анналах ассирийского царя Ашшурназирпала II. В IX в. до н. э. халдеи заняли южную часть Вавилонии и постепенно продвигались на север.

Составители Торы (Пятикнижия), повествуя о зарождении еврейского народа, наложили на текст исторические реалии своего времени (не ранее IX в. до н.э.). Это аналогично тому, как если бы писатель, живущий в веке двадцать восьмом, написал о прошлом событии: «Александр Пушкин поехал из Ленинграда в Москву».

Рассказы об Аврааме, Ицхаке и Иакове, даже если основаны на народных легендах и преданиях, не являются точным историческим изложением.

Для того чтобы лучше понять исторический фон, в котором жили праотцы, нам следует изучить документы именно той эпохи. Но для начала нужно понять, кем были наши далёкие предки. Древняя традиция, зафиксированная в Торе, сохранила имена прародителей: Нахора, Тераха, Арама, Аврама (Быт 11:27).

Пророк Иехезкеэль (Иезекииль) подсказывает, в каком направлении нам искать: «Скажи – так говорит YHWH (Имя Бога) Бог дочери Иерусалима: Твой корень и твоя родина – в земле ханаанской; отец твой – аморрей, и мать твоя – хеттеянка» (Иез. 16:3).

Возможно, пророк, чтобы унизить иудеев, оскорбляет их якобы низким происхождением, так как аморреи и хетты, согласно Торе, происходили от презренного Хама.  Но, наверное, это вовсе не оскорбление, а констатация факта.

Аморейские племена

Из архивов царства Мари (государство в III-II тысячелетии до н. э.) нам известно об аморейских племенах, носящих имена библейских праотцов: Нахур (Нахор), Арум (Арам), Биньямина (Биньямин), Бинисмаль (Бней-Ишмаэль), Амурум (Амрам). Аморейские цари назывались «абот» (ивр.: авот — отцы).

У аморейских племён, включавших в себя 15 больших колен (гаум, ивр.: гоим),  было  общее название Ханум.  Объединённые племена назывались также лимум (ивр.: леом, ам).

У каждого аморейского колена (которые, в свою очередь, состояли из относительно небольших семейств)  было своё название: Ибалаху, Абинакер, Амурум, Эрса, Ашаругаюм, Явусу, Яхалит, Ямахамум, Яарум, Кацу, Кихибруила, Манапсу, Нихад, Нахамум, Сибум.

Следует отметить, что название колена Биньямина означает «сыны юга» (на иврите «сын правой руки»).

Бинисмаль переводится как «сыны севера». Из текстов Мари известно о вражде между коленами Биньямина и Бинисмаля. Однако вместе с этим существовали и кровные узы.

Интересно, что нечто похожее мы встречаем в Писании, которое повествует о войне между сынами Исраэля и коленом Биньямина, а также о супружеских связях между враждующими племенами (Суд. гл. 20-21).

 Земля Ханум

Из документов архива Мари известно о «земле Ханум», на которой жили аморейские племена. Они селились в городах. Во время сезона выпаса скота выходили со своими стадами на близлежащие пастбища. Разводили овец и крупнорогатый скот, занимались земледелием. Нередко крестьяне получали наделы земли в качестве награды за службу в царской армии. Стоит отметить, что не все колена возделывали землю.

Как правило, скотоводы, вернее их женщины, занимались прядением. Племя Биньямина поставляло свою продукцию в царский дворец.

Среди кочевников были также и охотники. В текстах Мари описаны два случая охоты на львов.

Аморейцы совершали набеги, воровали скот. Занималось этим, как правило, семейство Сутум; вероятно, речь идёт о «сынах Шета» (Быт. 4:25).

В зимнее время аморейские кочевники собирали грибы, часть из которых отсылали царю.

Старейшины

В племенной общине важнейшие вопросы  рассматривал глава общины вместе со старейшинами. Собрание, на котором решались задачи племени, называлось «рихцум», иногда «арум».

Документы Мари свидетельствуют о социальном институте старейшин.

Старейшины, согласно текстам Мари, — народные избранники, уважаемые люди племени. Они собирались для совета по ряду вопросов, а также исполняли роль переговорщиков с царём. Старейшины пользовались уважением не только народа, но и царей, которые прислушивались к их решениям.

В древнем Израиле старцы имели похожие функции и полномочия.

«Прежде нежели пришел посланный к нему, он сказал старцам: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову?» (4-я Цар. 6:32).

«Старцы уже не сидят у ворот» (Плач Иеремии 5:14).

Возле ворот города происходили важнейшие события: суд, совет, обсуждение.

«Старцы, сидя на улицах, все совещались о пользах общественных» (1-я Макк. 14).

Религия Мари

Из текстов Мари совсем немного известно о религии аморейцев. Быть может, их верования не слишком отличилась от официальных государственных религиозных традиций.

Племена Ханум приносили жертвы Адду – богу ветра, молний, грома, дождя, а также богине Иштар. Одним из важнейших праздников у аморейцев был Рамум.

В письме  вождя, по имени Ашмад, к  марийскому царю Зимри-Лиму упоминается «праздник-Рамум»:

«Письмо к господину моему. Так говорит Ашмад, раб твой. Весь Ханум пришёл ко мне сказал: «Пусть господин наш позволит нам захватывать овец у Ишме-Дагана, Рапикума и Яблия и идущих в Ах-Пуратим.

Овец мы передадим господину нашему (Зимри-Лиму), ибо господин наш постоянно требует множество овец. И все сказали единогласно: Если сердце господина считает это правильным, пусть не препятствует рабам его делать это.

И пусть немедленно даст ответ через подателя этого письма, чтобы мы получили  его (ответ) до «праздника-Рамум». И чтобы после «праздника-Рамум» (племена Ханум) вышли на задание. Мы должны забрать овец перед жертвоприношением Иштар и разделить добычу. Половину мы отправим господину моему, а половину поделят между собой рабы господина моего…» (Письма Мари, FM VIII 43.1-46).

Судя по письму Ашмада, «праздник-Рамум» длился не менее недели и являлся временем покоя. Происхождение и предназначение праздника неизвестно.

Согласно текстам  Мари биниаминиты поклонялись Дагону.

Религиозным центром племени Биньамина был город Харран, из которого и вышел Аврам: «И пошел Аврам, как сказал ему YHWH, и с ним пошел Лот. Авраму было семьдесят пять лет, когда вышел из Харрана» (Быт. 12:4).

Пророки Мари

При рас­коп­ках Мари об­на­ру­же­но бо­лее 20 тысяч кли­но­пис­ных таб­ли­чек: несколько де­сят­ков административных тек­стов Ран­не­ди­на­сти­че­ско­го и Староаккадско­го пе­рио­дов (середина — 2-я половина III-го тысячелетия до н. э.). Около 2000 табли­чек да­ти­ру­ет­ся началом II-го тысячелетия до н. э. Подавляющее большинство документов из Мари от­но­сит­ся к прав­ле­ни­ям трёх по­след­них ца­рей горо­да — Ях­дун-Ли­ма, Яс­мах-Ад­ду и Зим­ри-Ли­ма (1810-1761 гг. до н. э.). Эти таблички, напи­сан­ные клас­си­че­ским старовавилонским пись­мом, составляют ар­хи­вы цар­ско­го двор­ца. В них пред­став­ле­ны административные, юридические до­ку­мен­ты и, самое главное, литературные тексты, среди которых около 50-ти пророческого содержания.

В Мари, как и в Израиле, да и во всём древнем мире, предсказание будущего считалось главным способом узнать волю богов.

Но, несмотря на общую задачу пророков сообщать людям божественные указания, прорицатели и гадатели Мари во многом отличались от пророков Израиля. Вместе с этим существуют и общие свойства, поэтому следует разобрать подробно феномен марийских пророков.

Гадатель, барум (barum), предсказывал будущее, разглядывая печень жертвенных животных, в основном овец. Писание зафиксировало такой способ гадания:

«…царь вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень» (Иез. 21:21).

Профессиональные пророки назывались: апилум (apilum), муххум (muhhum) и ассиннум (assinum).

Простые люди (мужчины и женщины), обладающие пророческим даром, не являлись официальными пророками и не имели специального названия, так как их пророчества носили случайный характер, и они не состояли на государственном жалованье. Однако имели право пророчествовать и передавать послания богов.

К словам этих прорицателей в Мари должны были прислушиваться, как и к речам профессиональных пророков.

В Израиле также существовали профессиональные пророки, которые находились при дворце: «И сказал Йеошафат царю Исраэля: – Спроси, пожалуйста, сегодня слово YHWH. И собрал царь Исраэля пророков – четыреста человек, и сказал им: Идти ли нам войной на Рамот Гильад, или воздержаться? И сказали они: Иди, Бог предаст (его) в руки царя» (Пар.-2 18:4-5).

Вместе с этим Писание рассказывает о пророке Амосе, который не был профессиональным пророком:

«И сказал Амациа Амосу: иди, провидец (חוזה), беги в землю Иеhуды и там ешь хлеб, и там пророчествуй!

А в Бэйт-Эле больше не пророчествуй, ибо он – святилище царя и дом царский.

И ответил Амос Амацие, и сказал: не пророк я и не сын пророка, а скотовод я, обрабатывающий сикоморы (Ам. 12:12-14).

И взял меня YHWH от стад овец, и сказал мне YHWH: иди, пророчествуй народу Моему» (Ам. 7:12-13).

Различия между пророками

Среди марийских пророков существовали некоторые различия.

Например, человек, желающий обратиться к богам с просьбой, шёл к апилуму, а не к муххуму. Любопытно, что апилум не называл себя посланцем богов, к нему обращались преимущественно власти, чтобы тот поведал божественную волю, решил сложный вопрос. Он своего рода библейский «роэ» (видящий, прозорливец):

«Прежде в Израиле так говорил человек, когда шел вопрошать Бога: давайте зайдем к прозорливцу, – ибо нынешний пророк назывался прежде прозорливцем (הראה)» (1 Цар. 9-9).

Название «апилум» происходит от слова «апалум» (apalum): «отвечающий, дающий ответ на поставленный вопрос».

Апилум, как и барум, истолковывал божественные знаки по печени животного.

Марийский ассиннум (assinum) – служитель в храме Эла. Происхождение слова непонятно. С осторожностью можно предположить, что речь идёт о евнухе.

Муххум (муж.) и муххутум (жен.) происходят от слова «махум» (mahum) – безумие. Муххум – безумец, человек, впавший в экстаз.

Вероятно, в древнем Израиле таких людей обозначали словом משגע «мешуга»:

«Пришли дни расплаты, пришли дни воздания: Израильтяне узнают, глупец пророк, безумец (משגע), муж вдохновенный» (Ос. 9:7).

В Библии есть эпизод, в котором царь Шаул (Саул) вошёл в состояние экстаза, сбросил одежды и пророчествовал:

«И пошел он туда, в Найот в Раме, и был на нем также дух Бога, и он шел, пророчествуя, пока не пришел в Найот в Раме.

И снял он одежды свои, и пророчествовал и он пред Шемуэлом (Самуилом), и лежал неодетый весь тот день и всю ночь. Поэтому говорят: «Неужели и Шаул в пророках?”» (1 Цар. 19:23).

Характерен случай с Давидом, когда тот, чтобы сохранить свою жизнь, прикинулся безумцем, прекрасно осознавая, что отмеченных божеством – не обижали:

«И притворился пред ними бессмысленным, и неистовствовал при них, и чертил на дверях ворот, и пускал слюну по бороде своей.

И сказал Ахиш рабам своим: вы же видите человека безумствующего (משתגע), зачем же привели вы его ко мне?

Не хватает мне безумных (משגעים), что вы привели этого, чтобы он безумствовал (להשתגע) предо мною?»   (1-Цар. 21:14-16).

В текстах Мари фигурирует (только в одном месте) слово «набум» (nabum), которое происходит от глагола «взывать», «призывать».

«Господин мой (Зимри-Лим) назначил меня на высшую должность, хоть я и не силён.

Как бог призывает (nabum) человека, так и господин мой своей божественной волей назначил меня. Я – червь, живущий в основании дома. И послал меня к людям».

Согласно текстам Мари, набум — это человек, которого призвал бог для передачи своих посланий.

В Израиле похожим словом (нави — נביא) называли пророка.

Стоит признать, что слово «нави» в Библии может иметь иное значение. Согласно Писанию, древнее название «видящий» было заменено на новое – «пророк».

«…ибо нынешний пророк (נביא) назывался прежде прозорливцем (הראה)» (1 Цар. 9-9).

На мой взгляд, замена произошла вследствие попытки отделить пророков Израиля от прорицателей окрестных народов, которые назывались прозорливцами, т.е. видящими.

Например, Бильам, сын Беора, в тексте, самое раннее датируемом VIII в. до н. э., назван «видящим видения богов» (אש. חזה. אלהן). (Книга Бильама, сына Беора 1).

«Нави» (נביא), возможно, происходит от слова «приносящий» (מביא), т.е. обозначает человека, приносящего, передающего Божьи слова.

Пророчества от имени высших богов

Согласно архивам Мари, пророки чаще всего пророчествовали от имени высших богов: Дагана (16 пророчеств), Адду (7 пророчеств), богини Анунитум (4 пророчества).

Апилумы вещали от имени богов, покровителей той или иной местности, например: Адду, господина Халаба; Адду, господина Камису; Эштар (Астарта), госпожи Нинеты (Ниневия); Дагана Хутула; а также верховных богов – Данана, Мардука, Нергала, Шамаша.

Пророки – посредники между богами и царями

Пророки Мари произносили речи в храмах, пророчествовали перед царями. Пророки были обязаны поделиться откровениями с царями, поэтому речи во дворцах не стенографировались. Когда правитель по причине походов или иных отлучек из столицы не мог лично слышать божественные откровения, то  пророчества записывали в виде посланий царю.

Недавно в Иерусалиме была найдена булла «לישעיה[ו] נבי[?]». Вероятно, речь идёт о личной печати Йешаяhу (Исайи) пророка, которой он запечатывал свои пророчества и отправлял царю.

Несколько раз марийские пророки использовали для обозначения своей функции глагол «посылать» (saparum), тем самым подчёркивая, что они посланы богом.

Иногда употреблялся глагол «указывать», «руководить» (suhuzum), что означало: божество повелевает пророку передать своё послание.

Апилум сообщает, что Шамаш посредством пророчества обращается к царю.

Муххум утверждает, что Даган послал его.

Другие пророки говорят, что Даган повелел передать его слова.

Стиль пророков

Послания марийских пророков имеют свои характерные особенности стиля и стереотипные выражения, например: «он говорит слово его (божества)»; «он пришёл и сказал слово его»; «он встал и сказал слово его»; «пришёл к воротам дворца и написал послание царю»; «бог послал его (пророка) к царю со своим посланием».

У библейских пророков похожий стиль. Как правило, они начинали свои пророчества словами: «Так сказал YHWH» (Ис. 21:6; Иер. 19:1; Агг.1:7 и т.д.).

Муххум произносил пророчества с особым волнующим чувством, иногда гневно, нередко впадая в экстаз. Судя по всему, такое особое состояние было присуще только прорицателям. Следует отметить, что при употреблении глагола «намхум» (впадать в экстаз), речь всегда идёт о профессиональных пророках.

Асинум тоже впадал в экстаз, но в конце своей речи.

Апилум начинал свою речь словами: «Так (сказал) апилум Шамаша…»; «так сказал Шамаш»; «Адду, господин Халаба, пришёл ко мне и сказал мне».

В некоторых случаях, божество говорит как бы изнутри пророка, из его горла: «Апилум Дагана встал и сказал: Я соберу…»; или: «Вот пророческие слова Адду, господина Каласу и Адду, господина Халаба».

Муххум, как правило, заявляет, что передаёт слова бога, но иногда божество говорит через пророка от первого лица: «Я разрушу и уничтожу его имущество» и т.д.

Библейские пророки тоже произносили речи от первого лица: «Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2:2).

Пророки Мари довольно часто начинали свои речи с обращения к царю или городу: «Вавилон!»; «Зимри-Лим!».

Характеристики пророчеств

В аккадском языке нет такого отдельного термина «пророчество», однако есть слова, имеющие сходные с ним значения: слово (awatum), пророческая речь (iggirrum), указание (tertum, vurtum), послание (temum).

Пророчества апилума сложные и относительно длинные. Эти тексты — настоящая сокровищница древней литературы.

Речи муххума чаще всего носят житейский характер и лишь изредка включают в себя достойные поэтические строки.

Пророчества, как правило, были реакцией на определённые вызовы. Через пророков люди пытались поговорить с богом, узнать ответы на волнующие вопросы. Пророки толковали знамения, передавали божеству письма просителей; также гадали по печени жертвенных животных.

Муххумы требовали от вопрошавшего соблюдения определённого культа. Апилумы решали глобальные вопросы, они давали ответы на важнейшие политические вопросы, такие как война Мари против Эшнунна, Вавилона, Эйлама. Пророчества муххумов иногда тоже были связаны с военными действиями, но менее значительными, такими как столкновение с Биньямином. Пророки из среды простых людей произносили речи, связанные с самым опасным противником – Вавилоном.

Пророки и власть

Пророки Мари, как правило, если судить по дошедшим до нас табличкам из царского архива, поддерживали царя и его политику. Вместе с тем есть несколько текстов, в которых содержатся осторожные предупреждения царю, если тот не изменит своего решения насчёт заключения мира с соседними царствами.

Израильские пророки и священники, в основном, тоже были против союзов с соседними народами, так как опасались, что духовно слабый народ Израиля подвергнется влиянию чуждых культов и традиций.

Апилумы, как и израильские пророки, требовали справедливости не только в частных случаях, но и призывали власть имущих вершить праведный суд.

По убеждению апилумов, судьба народа зависит от степени близости царя к богу: за недостойные поступки правителя последует наказание, а за добрые – воздаяние.

Нечто похожее мы находим и в Писании, когда по приказу царя была сделана перепись населения, и за грех Давида расплатился народ: «И навел Господь мор на Израиль от того утра до определенного времени; и умерло из народа, от Дана до Беэр-Шэвы, семьдесят тысяч человек» (2-Цар. 24:15).

Согласно Торе, при исчислении народа следовало принести выкуп: «Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Израиля при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их» (Исх. 30:12).

Выходит, народ Израиля не дал выкуп за своё исчисление, поэтому случилась трагедия. Впрочем, почему бы не предположить, что действительно произошёл мор при Давиде, и уже задним числом в книгу Исход была вставлена «причина» эпидемии и средство спасения – выкуп в половину шекеля (Исх. 30:13). В книге Закона могут существовать и фальсификации. Неслучайно пророк Иеремия, зная о нечестности писцов, обвинял их в искажении слов Торы: «Как можете вы говорить: “мы мудрецы и Тора Господа с нами”? А вот, – исказило ее лживое перо писцов» (Иер. 8:8).

Однако богобоязненности царя недостаточно, чтобы заслужить милость божества. Нужно ещё построить святилища в его честь. В одном из писем апилум просит у царя четыре вещи: передать храму большой престол; отдать одну из своих дочерей на служение в храм Шамаша; передать подарок Дагану; исполнить обещание – построить кущу (символ покровительства богини во время странствий).

Можно предположить, что культовые шалаши служили неким противовесом храмам из камня, напоминали о кочевой жизни.

У евреев, кстати, существует древняя традиция строить шалаши на праздник Суккот в память о скитаниях в пустыне.

Взамен даров пророки Мари обещали царю благословение богов – удачу и победу в войне.

«С оружием сильных (богов) буду стоять подле тебя! Руки твои схватят врага. Куда бы ты ни пошёл, будешь встречен благожелательно. Получишь тельца из камня и башню из камня. Они пребудут с тобой. Никто не поднимется против престола Мари.  Только Зимри-Лиму будет отдано (царство). Копьё Эйлама будет сломлено. Словлю тебя (Вавилон) в сеть, отдам Зимри-Лиму семерых союзников (царей коалиции) и имущество их. Дам ему престол за престолом, дом за домом, страну за страной, город за городом, земли от восхода до заката отдам ему» (ARM XXVI.199.1-57).

Вероятно, изваяния из камня (телец и башня) не только символизировали удачу, но и являлись предметами силы.

Кроме богобоязненности царя и его даров храмам, пророки требовали, чтобы в святилище было установлено изваяние божества. В противном случае не будет защиты от зимних ураганов и бурь.

Пророкам было выгодно поддерживать атмосферу вражды, так как во время смутных времён они становились гораздо популярнее, царь и народ искали у них поддержку, нуждаясь в пророчествах и божественных откровениях.

Пророки Мари также предупреждали царя о заговорах против него. Они обещали Зимри-Лиму владычество над миром и, как правило,  были за конфронтацию с соседними царствами и окрестными племенами. Например, апилум предупреждает Зимри-Лима, от имени бога, чтобы тот не шёл на мировую с Эшнунном и Биньямином: «В ту ночь, когда заключишь союз с Эшнунном – потеряешь удачу!»; «Не делай договор с Биньямином!»

Но, несмотря на победы Зимри-Лима, однажды удача его оставила.

В 1761 году до н.э. царь Вавилона Хаммурапи разгромил Зимри-Лима – последнего царя Мари,  подчинил страну и разграбил великолепный царский дворец. Вполне возможно, что Хаммурапи, помня о былых заслугах и славе Зимри-Лима, оставил его в живых и даже сделал его своим наместником. Вероятно, не без участия марийских пророков, Зимри-Лим поднял мятеж против вавилонского царя, что и заставило того вернуться через два года (ок. 1759 г.  до н.э.), снова взять город, срыть его стены и,  вероятно, увести в плен или казнить непокорного «владыку мира».

Примечательно, что примерно через 1200 лет после трагических событий в Мари, в Иерусалиме произошла похожая история.

Навуходоносор II (Набу-кудурри-уцур), царь Вавилона, в 597 году до н.э. захватил Иерусалим, разграбил Храм и царский дворец, увёл в плен князей, воинов, мастеровых и поставил наместником Маттанию, имя которого поменял на Цидкия (Седекия) (4-Цар. 24:10-17).

Цидкия, последний царь из рода Давида, тоже не без помощи патриотически настроенных пророков (кроме Иеремии, который предупреждал о катастрофе), поднял восстание против Вавилона, результатом которого стали осада Иерусалима, страшный голод, гибель воинов, смерть сыновей иудейского царя, пленение самого Цидкия, разрушение царского дворца и Храма, массовая депортация иудеев на чужбину.

Критерии истинности пророка

В Библии содержатся критерии определения истинности пророка. Он должен говорить только от имени Бога Израиля YHWH, не должен нести отсебятину (по дерзости своей) и его пророчества должны сбываться.

«Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему; 

а кто не послушает слов Моих, которые [пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; 

но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.

И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?»

Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор. 18:18-22).

Народ и царь обязаны слушать слова пророка, который передаёт божественную волю.

У пророков Мари также были свои критерии определения полномочий пророка.

Всех новоявленных марийских пророков проверяли весьма любопытным способом. Кисти одежды и локоны отправляли на проверку гадателю (абару). Пророк пишет: «Вот, послал кисти одежды мои и локон волос моих, чтобы найти мне оправдание».

Наверно, не случайно совпадение проверки марийских пророков и указания Торы сделать кисти по четырем углам одежды и не обривать волосы головы.

«Кисти сделай себе на четырех углах твоего облачения, в которое облачаешься» (Втор. 22:12).

 «Не стригите краев волос своей головы и не уничтожай края своей бороды» (Лев. 19:27).

Можно предположить, что иудейский обычай, существующий и поныне, связан с некоей священнической проверкой.

Доказательством  истинности пророка Мари служило состояние экстаза, в которое входил предсказатель.

Провидец Мари в качестве аргумента истинности нового предсказания ссылался на прежнее пророчество,  уже исполнившееся.

Например, апилум, выступая против союза с Эшнунном, говоря: «Не полагайся на договор с Эшнунном», ссылался на сделанное в прошлом предсказание против союза с Биньямином: «Не заключай договор с Биньямином».

Царь должен был прислушиваться к словам марийского пророка, так как прошлый совет увенчался успехом. Зимри-Лим одержал победу над Биньямином. Победа в сражении считалась особым знаком благословения богов, а поражение – немилостью.

Неслучайно поздние редакторы и составители книги Иеhошуа бин Нуна (Иисус Навин) приписывали народу Израиля под предводительством «божьих людей», таких как Иисус Навин, череду удивительных побед, захваты и уничтожения городов, предававшихся заклятию, что не всегда согласуется с археологическими данными.

Рассказами о «заклятиях» проводили разграничительную линию между народом Израиля и окрестными народами, обосновывали священное право на владения городами, некогда принадлежавших хананеям, которых сыны Израиля вытеснили (в том числе и военными действиями)   в силу разных причин.

Можно предположить, что пророков Мари, как и израильских, использовали в качестве «полиграфа».

В Писании находится любопытный текст, согласно которому царь Давид вопрошает Бога через пророка, потому что «урим и тумим» или жребий давали односложный ответ – «да» или «нет»; а в нашем случае царь получил ещё и тактический совет.

«И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне против Филистимлян? предашь ли их в руки мои? И сказал Господь Давиду: иди, ибо Я предам Филистимлян в руки твои. 
И пошел Давид в Ваал-Перацим и поразил их там, и сказал Давид: Господь разнес врагов моих предо мною, как разносит вода. Посему и месту тому дано имя Ваал-Перацим.
  И оставили там Филистимляне истуканов своих, а Давид с людьми своими взял их. 
И пришли опять Филистимляне и расположились в долине Рефаим.
 
И вопросил Давид Господа, И Он отвечал ему: не выходи навстречу им, а зайди им с тылу и иди к ним со стороны тутовой рощи»
(2-Цар. 5:19-23).

Поэтические формы пророчеств

Тексты пророков Мари содержат поэтические и аллегорические формы, включающие пословицы, поговорки. Сейчас трудно отделить творчество самого пророка от фольклора.

В тех случаях, когда некое выражение, пословица используются разными пророками в разное время, можно с уверенностью сказать, что речь идёт об уже существующей традиции.

Правда, речения пророков не всегда можно однозначно растолковать.  Апилум говорит: «После твоего ухода (Зимри-Лим) будут вкушать твои яства и пить из твоего кубка».

Вероятно, пророк предупреждает царя, что во время его отсутствия слуги устраивают пиры за счёт царя. Но возможно, прорицатель говорит о трагической участи Зимри-Лима.

Пророчица (мухутум) сравнивает врага с духом, птичьи крылья которого сломает бог.

Муххум и каматум, чтобы показать вероломность Эшнунна, пользуются, возможно, известной пословицей: «Под соломой воды текут». В Персии до сих пор существует эта поговорка, характеризующая ловкость, изворотливость и коварство.

Жанр аллегории был издревле распространён на Ближнем Востоке. Идеи облекали в художественную форму, так зарождалась литература.

Библейские пророки в своих проповедях также довольно часто использовали аллегории, пословицы, поговорки. Одна из моих любимых историй – притча пророка Натана (Нафан), придумавшего способ показать царю Давиду его грех как бы со стороны. 

«И послал Господь Нафана (пророка) к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;  у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;  и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить (обед) для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.  Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.

И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек» (2-Цар. 12:1-6).

Марийские пророки в качестве аргументации прибегали к историческим параллелям. Они использовали истории из прошлого, чтобы показать взаимосвязь между событиями. Пророки находили связь между поступками царей и их последствиями. В зависимости от действий царя, ему лично и всей стране, которой он правил, боги назначали наказание или поощрение. На царе лежала огромная ответственность за судьбу страны, поэтому он должен слушать волю богов, проявляющуюся через пророка.

Составители Библии, в качестве назидания, постоянно обращались к прошлому, акцентировали внимание слушателей и читателей на причинно-следственной связи событий.

«Если ты, когда перейдете [за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;  и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор. 28:1).

«Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15).

Классическим примером служит рассказ об участи Содома и Гоморры, поражённые за грехи: «Сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не произращает она, и не всходит на ней никакая трава, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей» (Втор. 29:23).

Оплата пророкам

Пророк в древнем мире – посланец, через которого бог выражает свою волю. Пророк напоминает гонцов и посредников царя, чтобы передать послания другим царям.

За свою работу марийский пророк получал денежное вознаграждение или ценные подарки.  Вероятно, царские официальные пророки состояли на государственном довольствии. Они получали серебро, одежду, часть завоёванной добычи. Муххум Дагана просит у царя даровать ему одежду. Взамен подарка пророк сулил правителю доброе здоровье: «Одень меня в одну перемену одежды, чтобы (бог) даровал благополучие моему господину».

Пророкам Израиля тоже предлагали плату за предсказания и советы:

«Но тот сказал ему: вот, прошу тебя, есть человек Божий в этом городе, и человек этот уважаем: все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда, может быть, он скажет нам (что-нибудь о деле), из-за которого мы вышли в путь. И сказал Саул слуге своему: ну вот, мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? Ведь кончился хлеб в сумах наших и нет подарка, чтобы принести человеку Божию; что у нас есть? И опять отвечал слуга Саулу, и сказал: вот, есть в руке моей (своих) четверть склей серебра; я отдам человеку Божию, и он скажет нам о (деле) пути нашего» (1-Цар. 9:6-8).

«И сказал царь человеку Божьему: Зайди со мной в дом и подкрепи себя пищей, и я дам тебе подарок». (3-Цар. 13:7).

Однако истинные «пророки гнева» были неподкупны, они обвиняли официальных пророков в корысти. Придворные прорицатели, будучи неплохими психологами, считывали желания царей и давали советы, которые власть имущие и народ желали слышать:

«Так сказал Господь о пророках, вводящих в заблуждение народ мой: (когда) грызут зубами своими, кричат: «Мир!»; (а тому) кто не кладет (ничего) в рот их, объявляют против него войну» (Мих. 3:5).

Интересный пример с Бильамом, сыном Беора (Валаам, сын Веора), который, несмотря на предлагаемое ему большое вознаграждение, отказал в просьбе царя Балака проклясть Израиль.

«И отвечал Бильам, и сказал рабам Балака: хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота, не смогу преступить повеления YHWH, Бога моего, чтобы сделать что-либо малое или великое» (Чис. 22:18).

Пророк Бильам – реальная историческая личность. Запись его пророчества была найдена в 1967 году голландской археологической экспедицией, проводившей раскопки в Иордании. Однако вряд ли моавитянский пророк поклонялся израильскому Богу YHWH. Авторы Писания, очевидно, не хотели рекламировать имя бога, которого чтил Бильам, но показали неподкупность — свойство настоящего пророка, руководимого Богом.

Обязанность донести слова пророков до царя

Царским служителям вменялось в обязанность передавать всю имеющуюся у них информацию, касающуюся государственных дел. Поэтому они должны были позаботиться, чтобы царь услышал слова пророков.

Апилум мог сам записать свои пророчества или надиктовать их профессиональному писцу.

Муххум не записывал свои пророчества. Он имел право напрямую произнести пророчества царю. Если правителя не было во дворце, слова муххума обязаны были записать и передать государю.

Предсказания простых людей мог записать обычный местный чиновник и отправить царю.

Речи библейских пророков записывали профессиональные писцы: «И призвал Иеремия Баруха, сына Нэрии, и написал Барух с уст Иеремии на свитке письменном все слова Господа, которые Он говорил ему» (Иер. 36:4).

В данном случае профессиональный писец, печать которого, кстати, была найдена в Иерусалиме, скорее всего, точно передал слова пророка.

Однако можно предположить, что речи не всегда  стенографировались напрямую, а записывались по памяти. Нет полной уверенности, что до нас в точности дошли все слова пророков.

Пророки Мари просили прислать писцов для записи своих речей. Апилум Шамаша отправил просьбу Ясимэлю, начальнику военного гарнизона, прислать писца: «Пошли мне опытного писца, я хочу продиктовать ему пророчество, которое Шамаш повелел мне передать для царя».

Пророчества обязаны были записывать не только профессиональные писцы, но и все владевшие грамотой: священники, правители, начальники, чиновники. Одна из главных задач, поставленных перед царскими служителями, — записать пророчества и отправить их царю, ибо как мы говорили выше, пророк являлся посредником между богом и царём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s