В 1961 году израильская археологическая экспедиция, возглавляемая Песахом Бар-Адоном, обнаружила в одной из пещер Иудейской пустыни клад уникальных изделий эпохи энеолита.
Клад содержит 442 предмета, из них 429 — меднобронзовых (булавы, посохи, навершия разнообразных форм, короны, тесла, топоры необычных форм, сосуды). В пещере также обнаружены изделия из кости гиппопотама, бивня слона, камня.
Ничего подобного по богатству изделий и разнообразию форм не было найдено.
Большинство изделий чрезвычайно сложной формы, они отлиты по восковой модели на высочайшем техническом уровне.
Согласно результатам спектрального состава металла,выделено четыре химические группы:
- металлургическая «чистая» медь.
- сплав с высоким содержанием сурьмы и мышьяка.
- сплав с высоким содержанием никеля и мышьяка. (Никеля до 8,6%).
- мышьяковая бронза. (Химический элемент мышьяка от 2 до 12%).
Уникальна для своего времени 2 группа с высокой концентрацией сурьмы. Ее содержание колеблется от 1 до 25%, мышьяка – от 0,4 до 15%. Это редчайший сплав на всем Ближнем Востоке для эпохи энеолита.
Во всей Леванте отсутствует руда с такими характеристиками. Очевидно, она доставлялась из какого-то неизвестного источника.
Ближайшие месторождения медно-мышьяковых руд находятся в Анатолии (Турция). Однако исследователи полагают, что источники руды с подобными характеристиками следует искать в Северо-Западном Иране или в Азербайджане.
Для комплекса Нахаль Мишмара выявлены четыре датировки, полученные в разных лабораториях методом радиоуглеродного анализа. Пробы взяли с циновки, в которую были завернуты предметы. Речь идёт о V-IV тысячелетии до н.э., а если точнее — о 4360-3370 годах до н.э. Вполне возможно, что изделия изготовлены ещё раньше, так как клад, очевидно, длительного накопления.


Пещера хранила предметы как вооружения (например,литой втульчатый топор, крепившийся на рукояти), так и культового назначения. Среди них — «короны» — цилиндрические объекты, литые из меди, высотой 10-17 см и диаметром около 16 см. Большинство корон украшено изображениями рогов, головами животных, птиц или имеют линейный орнамент.

найденных в пещере Нахаль Мишмар


Кстати, сосуды в форме рога абсолютно нетипичны и для того времени, и для того региона. Они отлиты по восковой модели, тогда как обычной технологией производства металлических сосудов на Ближнем Востоке была формовка из кованого листа, а элементы для украшения сосудов отливались отдельно и крепились с помощью заклепок.

Для храмовой службы могли использоваться и некоторые булавы, в большом количестве хранившиеся в пещере. Булавы в виде жезлов имели, скорее всего, функцию социальную, как символ высокого статуса.
Булавы и навершия Нахаль Мишмара отличаются разнообразием форм: сферические, грушевидные и даже уникальные – 9 дисковидных, одна треугольная. У большинства булав поверхность гладкая, полированная, иногда покрыта каннелюрами.


Некоторые экземпляры были подвергнуты структурному исследованию. Оказалось, что среди них есть тонкостенные, внутри которых остатки керамических или каменных сердечников,залитых снаружи металлом, у некоторых на поверхности остались фрагменты литейных форм. Похоже, что именно тонкостенные предметы носили символический характер.
Вместе с тем толстостенные булавы, отлитые полностью из металла, могли использоваться в качестве оружия. Найдены следы их фиксации – остатки деревянных рукоятей и битума во втулках.
Длинную цельнолитую цилиндрическую втулку с рельефной сложной поверхностью имеют многие жезлы и навершия (диаметром от 3 до 6 см, весом от 110 до 619 г), некоторые из них являются настоящим произведением искусства.


В кладе Нахаль Мишмара нет крючков, игл, ножей. Найденные кольца не являются украшениями. Отсутствуют изделия из драгоценных металлов. Нет в пещере слитков сырого металла и лома, предназначенного для переработки, значит, речь не может идти о литейной мастерской.

Одна из самых загадочных находок эпохи халколита – восемь колец из электрума и золота, каждое из которых весит около 120 грамм. Сокровище было найдено в пещере Нахаль-Кана (Самария). Каким образом в Ханаане в то время оказался килограмм золота — сложный вопрос. Возможно, из южного Египта или из Африки. Однако такого количества золота, относящегося к IV тысячелетию до н.э., не было найдено на всём древнем Востоке, включая Египет. Также непонятно, что жители Ханаана могли дать взамен золота и для каких целей служили эти кольца. С осторожностью предположу, что они могли предложить за сокровища соль Мёртвого моря, ценившуюся в древнем мире очень дорого.

В 1956 году в Эйн-Геди было найдено святилище, сооруженное на скале западного берега Мертвого моря, которое можно отнести к IV тыс. до н. э. Оно находится в 12 километрах к северу от Нахаль Мишмара. Удивительно, что в округе не было обнаружено никаких поселений. Можно предположить, что здание служило для паломников, пришедших издалека.
Сооружение состоит из ограды и четырёх помещений внутри него. В зале имеется алтарная ниша, в которой установлен постамент, возможно, для статуи божества. Вдоль стен располагались скамьи.
В святилище находится жертвенник, в нем найдены остатки золы.
Культурные остатки включают кости, кремень, сосуды ритуального назначения на высоких подставках со сквозными проемами.
В центре ограждения — круглый бассейн диаметром 40 см, глубиной 30 см и канал для стока воды за ограду. Возможно, он служил для омовения ног.
Некоторые полагают, что обнаруженные в Нахаль Мишмаре предметы когда-то не только хранились в этом святилище, но и использовались в качестве культовых.
Предполагается также, что в момент опасности ценные вещи были надёжно спрятаны в пещере и лишь спустя тысячелетия случайно обнаружены израильскими археологами.
Однако ни одного металлического предмета в святилище не было найдено, поэтому не факт, что оно имело отношение к изделиям из Нахаль Мишмар.
Мы не знаем, кто были мастера, изготовившие удивительные вещи, но они обогнали своё время на тысячи лет.
Фотографии из Музея Израиля (Иерусалим)
Библиография:
Авилова Л.И., 2008. Металл Ближнего Востока:Модели производства в энеолите, раннем и среднем бронзовом веке. М.: Памятники исторической мысли. 227 с.
Авилова Л.И., 2011. Металл Ближнего Востока: Социально-экономические и культурные процессы. Saarbrücken: LAP Lambert academic publishing. 356
Amiet P., 1986. L’âgedes échanges inter-iraniens 3500–1700 avant J. C. Paris: Réunion des musées nationaux.332 p.
Bar Adon P., 1980. The Cave of the Treasure. Jerusalem: Judean Desert Studies, Israel ExplorationSociety 243
Tadmor M., Kedem, D., Begemann F., Hauptmann A., Pernicka E.,Schmitt-Strecker S., 1995. The Nahal Mishmar hoard from the Judean Desert: Technology, composition andprovenance // Atiqot. Vol. 27. P. 95–148.