Каждый урок мы выбираем тему для спонтанного рассказа на иврите. На этот раз, согласно жребию, решили обсудить фразу:
משנה מקום משנה מזל (Меняешь место — меняешь судьбу).
В моей копилке немало историй о репатриации в Израиль.
Как-то на страницах ФБ рассказывал об одной пожилой женщине из Крыма, с прогрессивной формой ракового заболевания, которая не могла получить лечение на своей родине, ибо на полуострове с двухмиллионным населением только одна на всех онкологическая больница.
От молодых отмахиваются, что уже говорить о людях пенсионного возраста.
Женщине сразу же по приезде в Израиль было назначено лечение. Она живёт — что самое главное; путешествует по стране, и даже сносно овладела ивритом, так как очень старалась.
Некоторые считают, что наша жизнь зависит от предопределения. Многие вообще не верят в Судьбу, а в Хаос, в котором можно не только выживать, но и жить, если при этом придать своей жизни смысл, хоть какой-то.
Лично мне ближе глаголы древних пророков, так как они возлагали ответственность на человека, за которым как бы остаётся последнее слово.
«Я предложил тебе жизнь и смерть, благословения и проклятия» (Втор. 30:19).
Так вот, для одного студента, молодого человека из Херсона, вышеобозначенная тема очень близка.
Ниже попытка адаптировать рассказ с лёгкого иврита на не слишком сложный русский.
«В принципе уехать давно хотелось. Ну а что тут делать, город маленький — возможности маленькие. МаргинАлим, хулигАним, наркомАним в больших количествах.
С работой плохо, но я как то крутился: квартира, машина, какие-то деньги получал.
Что сейчас с квартирой? Как на иврите «прилет»? Нефила? Ок. Был прилет возле дома, соседи говорили: от «бума» разбились окна, вставили… как фанера на иврите?
«Луах эц дак?» А… это я знаю. Лучше «дикт»? Ок.
Вода? Первый этаж залило полностью, моя хата на пятом.
Так вот, за месяца два до войны, я стал почти каждую ночь просыпаться. В голове слышал голос: «Уезжай! Уезжай!»
Появился страх. Ну как это всё и всех бросить и уехать? У меня в Херсоне семья, полный комплект, включая дедушку и бабушку.
Случайно я услышал про программу «Маса», заплатил…. «иштатфут ацмит» (личное участие). Спасибо, нет, не много, долларов 300. И я сразу почувствовал себя отлично. Больше не просыпался ночью в ужасе.
На самолёт проспал, пришлось покупать билет на следующий рейс. В Израиле меня ждали «масята» часов шесть в автобусе. Когда я зашёл, нехорошо посмотрели. Но нет, ничего вслух не сказали, пошутили немного. Интеллигенция.
Во время «Масы» началась война. Очень беспокоился за своих, очень, очень. Счастье, что друг семьи всех — маму, папу, дедушку с бабушкой и дядю — посадил в машину и вывез в Крым.
Человек взял только за бензин, который там был по цене золота. Они успели заскочить в «последний вагон», потом уже выехать было нельзя.
Ехали под бомбёжками. Из Крыма в Грузию, а потом к нам. Живут все вместе в Наарии, возле моря, очень довольны. Раз в неделю я у них.
Я знаю точно, что если бы не уехал, вряд ли бы выжил с моим характером.
Друзья по боксу рассказывали тяжёлые вещи. Сейчас связь почти со всеми потеряна. Кого-то взяли в ВСУ, спортсменов брали в первую очередь.
Мы все выступали на соревнованиях, не любители. Рассказывали, что воевать нечем было, оружия не было. Да и сейчас с оружием плохо.
В Херсоне вообще…. как «жесть» на иврите? Можно «хара»? Это слово я знаю. Здоровенные лбы хватают ребят на улицах, бьют если сопротивляются, и в войско. Нет, тех, кто уехал в Киев, не трогают. Забирают в основном из маленьких городов.
Там больше жизни не будет. А здесь мне нравится. Ну вот, поменял место — поменял судьбу. А может даже смерть — на жизнь».
Вы можете сказать, что парню повезло, было куда ехать. Это так, но мне кажется, что он сам, пусть и с «подсказкой», сделал свой выбор.

Мне ближе Гораций: «Caelum, non animum mutant, qui trans mare currunt». Человек сбежал от смертельной опасности — успокоился? А что в нем изменилось? Стал лучше спать? О! Ну, как сказал другой поэт, «покойся, милый прах, до радостного утра».
НравитсяНравится
Это именно тот случай «да не введи в искушении…» Конечно, он как спасшийся уголёк из костра.
НравитсяНравится
Теперь понятна агрессия русских — считать такого человека евреем я решительно не могу — против арабов. Они уезжали в безопасность, а тут, оказывается, тоже могут зашибить… Интересно, в украинской армии он служить не хочет (в тексте он говорит об украинской армии — «кто уехал в Киев, не забирают» — в русской не хочет, а в израильской ему придется служить?
НравитсяНравится