«Запрягай в колесницу быстрых, жительница Лахиша; ты – начало греха дщери Сионовой, ибо у тебя появились преступления Израиля» (Мих. 1:13)
Лахиш был отождествлён с поселением Тель эль-Дувейр, расположенным в нижней части Шфелы. Площадь холма составляет около 80 тысяч квадратных метров. Во времена Объединенного царства (слой V), Лахиш был заселен лишь частично, и, кроме того, он оставался неукрепленным. Последующие слои Лахиша (слой IV-III) представляют огромный интерес благодаря удивительному сочетанию археологических, библейских и ассирийских текстовых и изобразительных данных, связанных с завоеванием Лахиша Санхеривом (Сеннахирим) в 701 году до н.э.
Осада Лахиша и его завоевание профессиональной армией ассирийского царя Санхерива в 701 году до н. э. является наиболее хорошо документированным событием эпохи двух разделённых еврейских Царств. Большой рельеф на стене царского дворца в Ниневии показывает общий вид Лахиша, его осаду: пленение, казни и изгнание жителей.
Вероятно, рельеф выполнен в Ассирии по подготовительным рисункам, сделанным непосредственно во время боевых действий художником, который наблюдал за происходившим из лагеря Санхерива.
Фрагмент Лахишского барельефа «Ставка Санхерива» (фото автора)
Фрагмент Лахишского барельефа. Клинописные надпись гласит: «Син-аххе-эриб, царь земли, царь Ассирийский, сидел на троне, и добыча Лахиша проходила перед ним» (фото автора).
Весьма подробно показаны детали ассирийской осады, например, стенобитные тараны, которые нападавшие втащили на построенные вдоль городских стен валы. Иудеи стремились сжечь эти деревянные тараны с подвижными кожаными частями, бросая в них факелы, но ассирийцы не давали им загореться, поливая водой. Кроме того, ассирийские воины сами пытались поджечь город, запуская горящие стрелы.
Фрагмент Лахишского барельефа. Иудейские воины, находящиеся на одной из башен городской стены, пытаются отбить атаку ассирийцев. Лучник пускает стрелу, другие защитники бросают камни (фото: Osama S. M. Amin).
Ассирийский осадный вал был обнаружен археологами, и в настоящее время является единственным известным образцом ассирийских сооружений такого рода. Он был возведен в юго-западной стороне города, которая неглубокой седловиной соединялась с близлежащим холмом.
Этот вал был сооружен из множества камней, складывавшихся перпендикулярно городской стене, пока вал не упирался в нее. В этом месте археологи нашли множество следов жестокой битвы: сотни железных наконечников от стрел, камни от пращи, обуглившиеся бревна и огромные камни, которые сбрасывали со стен города на головы осаждавших. Найденные там же остатки большой цепи принадлежали, по-видимому, стенобитному тарану, или, по предположению И. Ядина, эта цепь могла использоваться горожанами при защите от этого тарана. Наиболее примечательной находкой было обнаружение массивного вала, построенного уже защитниками города с внутренней стороны стены напротив соответствующего сооружения осаждавших. Это было сделано, чтобы стена могла противостоять ударам тарана, а также для того, чтобы создать дополнительную преграду на тот случай, если стена будет разрушена ассирийцами.
Огромные усилия удержать город оказались тщетны. Лахиш пал.
Археологи позволили заглянуть в кровавое прошлое города.
«Уникальной информативностью обладает слой, связанный с трагедией 701 года до Р. Х. – штурмом и разгромом Лахиша Сеннахерибом: здесь прямые археологические показатели III слоя сочетаются с библейскими текстами; а так же с письменными и изобразительными свидетельствами ассирийцев. Большой стенной рельеф во дворце Сеннахериба в Ниневии поразительно подробно и последовательно представляет ход осады и штурма городских укреплений, вторжение, захват города, разгром и угон пленного населения. Мы видим обе стены с воротами и башнями, заполненными защитниками города, забрасывающими осаждавших стрелами, камнями, горящими факелами: ассирийцы отвечают им огнем стрел и пращевых пуль, подтянутые по специально насыпанным пандусам тараны мощными ударами долбят стены, осаждающие по многочисленным приставным лестницам карабкаются на стены, преодолевая отчаянное сопротивление осажденных, наконец, изображена выходящая из ворот вереница пленных со своим скарбом на запряженных волами повозках. И прямые археологические свидетельства верифицируют эту картину: реальный осадочный пандус, построенный у юго-западного угла города из огромного числа камней, наваленных перпендикулярно стене и по высоте сравнявшийся с вершиной последней, скопления здесь пращевых пуль и железных наконечников стрел, мощные слои золы и обгоревших строительных остатков, тяжелые каменные глыбы, низвергнутые из города на врагов, обугленное дерево… фрагментированная цепь, предназначенная, по предположению И. Ядина, для улавливания и остановки тарана… сооруженный защитниками города, контр-пандус на одной линии с ассирийским пандусом для укрепления стены против тарана и перекрытия возможного ее пролома». [Mazar. Ibid. P. 433].
Лахиш был одним из богатейших городов страны, но город, согласно словам пророков, впадал в грех.
«Запрягай в колесницу быстрых, жительница Лахиша; ты – начало греха дщери Сионовой, ибо у тебя появились преступления Израиля» (Мих. 1:13).
Однако Божьи призывы, осуществляемые через пророков, оставались без ответа. Пророка Михея жителя Лахиша не послушали. Город был разрушен, защитники казнены, жители уведены в плен.
Фрагмент ассирийского барельефа: казнь защитников Лахиша (фото автора).
Фрагмент ассирийского барельефа: казнь защитников Лахиша (фото: Osama S. M. Amin).
Фрагмент ассирийского барельефа: Изгнанники Лахиша (фото: Osama S. M. Amin).
Фрагмент ассирийского барельефа: Лахишские пленники (фото: Osama S. M. Amin).
Стоит отметить, что при раскопках Лахиша в 1935 году были найдены остраконы, известных как «Лахишские письма», составляющие вторую по значению группу (после писем Арада) письменных источников периода Первого Храма.
Остраконы относятся ко времени похода вавилонского царя Навуходоносора на Иудейское царство, который разрушил Лахиш в 586 г. до н. э.
Восемнадцать черепков с записями были обнаружены в 1935 г. в обгоревших развалинах караульного помещения, находившегося возле городских ворот. В общей сложности было обнаружено 22 письма, большинство из которых принадлежало командиру укрепленного аванпоста близ Лахиша Хошаяу, направленные им князю Лахиша Яушу. Это были военные донесения с передовой. Сторожевой укрепленный пост, которым командовал Хошаяу, служил связующим звеном между осажденными иудейскими городами Лахишем и Азеком. Сообщения передавались при помощи зажигания огней, по тому же типу, как передаёт различные сигналы маяк. Ночью использовали огонь, а днем дым.
Один из остраконов (N. 4) передаёт тревогу за участь соседнего города Азеки, который к тому времени пал.
Этот город упоминается в Писании (Нав.10:10,11; 15:35; 1 Цар.17:1; 2 Пар.11:9; Неем.11:30).
Пророк Иеремия, очевидец тех страшных событий говорит:
«Между тем войско царя Вавилонского воевало против Иерусалима и против всех городов Иудейских, которые еще оставались, против Лахиса и Азеки; ибо из городов Иудейских сии только оставались, как города укрепленные» (Иер.34:7).
Кстати, в этом остраконе упоминается город без названия, вероятней всего речь идёт об Иерусалиме, который называли «Город».
Остракон IV

Перевод автора:
Первая сторона
- Да даст услышать YHWH господину моему в это время
- вести мира! Всё, что повелел господин мой,
- сделал раб твой. Написал на (косяках) двери
- всё, что повелел мой господин мне, и всё,что повелел
- господин мой о доме Арпада, (но) там никого не было.
- Самхияhу взял Шмаяhу и
- привёл его в Город (Иерусалим), а раб твой
- даже [сегодня] не послал туда сигнальные огни.
Вторая сторона
- Проверил патрули
- и узнал, как
- наблюдали за сигнальными постами Лахиша,
- которые даёт господин мой, но не видны (сигналы) Азе-
- ки.